Ответы на главнейшие возражения против веры истинной

Поэтому ты почитаешь, что все верования ничто иное как изобретения человеческие, о которых Бог вовсе не заботится?

Но из чего же ты заключил, что Всемогущему все равно, как бы о Нем ни думали, как бы Ему ни служили? И кто открыл тебе, что все веры и вероисповедания Ему равно приятны могут быть?

Разве из того, что есть много ложных верований, можно заключить, что нет одной истинной веры?

Ты говоришь, что "все верования изобретены человеками"! Но вопреки этого мнения, весь род человеческий свидетельствует тебе, что основная мысль всякой религии, - верование в Высочайшее Существо и поклонение Ему - не есть изобретение человеческое. Если в потоке суеверий индийских, египетских, греческих, римских, друидических, магометанских просвечивает эта основная мысль, то не потому ли, что она есть непреложный голос истины, необходимая потребность разумной твари, неизгладимое всего рода человеческого? Только луч небесной истины мог проникнуть сквозь эту глубокую тьму невежества и заблуждений!..

Как же можешь ты думать, чтоб всякое проявление этой свыше-вдохновенной мысли могло быть равно угодно Богу? Чтоб Он принимал с равным благоволением служение - и христианина, поклоняющегося Иисусу Христу, и иудея, ненавидящего Сына Божия Спасителя мира, и магометанина изувера, почитающего посланником небесным своего раболепствовавшего чувственности лжепророка, и язычника, боготворящего идолов?

Невозможно, чтоб ты действительно думал так! Однако ж ты это самое утверждаешь, когда говоришь что "все верования хороши".

Для чего лучше не признаться искренно, что ты вовсе не заботишься о истине, и находишь ненужным искать ее?

Как! Изыскание истины не нужно? О плачевное безумие! А если, несмотря на твое не основанное ни на чем мнение, Бог предписал человеку поклонение ясно-определенное? Если между всеми религиями одна, только одна есть религия истинная, безусловная как всякая истина, отвергающая все что ни есть она?.. то подумай, какому же страшному жребию подвергаешься ты, не хотящий знать ее? Думаешь ли, что твое равнодушие извинится тебе на судилище Всемогущего и праведного Судии? И можешь ли без крайнего безумия пренебрегать такою ужасною будущностью?

Но размысли, пойми же все бедствие человека без религии Божественной! Посмотри не него, представленного слабому свету собственного разума, волнуемого сомнениями, омраченного неведением в отношении к самым важным вопросам, - о будущих судьбах его и обязанностях ему необходимых! откуда я? куда иду? какое мое окончательное назначение? как мне достигнуть его? что ожидает меня за гробом? чего требует от меня Бог? Что будет отвечать на эти высокие вопросы разум, предоставленный собственным силам? он будет представлять одни вероятности и догадки недостаточные, когда дело идет о спасении вечном, или увлечет к постыдным суевериям и жестокому изуверству, омрачающим и поныне последователей ложных верований.

И ты можешь думать, что Бог Всепремудрый и Всеблагий, Бог света и истины, предоставил собственному произволу Свое разумное творение - человека, и не открыл ему воли Своей?

Нет, нет! Он озарил его небесным светом, который, удовлетворяя его духовным потребностям, открывает ему до очевидности все, что он обязан знать о природе, правосудии, милосердии и намерениях Бога, Который есть источник и конец бытия его; свет этот указывает ему стезю добра и стезю зла, предлежащие свободному его выбору; из них первая ведет к нескончаемому блаженству, а другая к вечной муке; свет этот, среди ложных проблесков мудрований человеческих, сияет неизменным блеском истины, озаряет, животворит, совершенствует все, что проникнуто им!

И этот свет небесный есть Откровение, вера христианская, одна имеющая твердые доказательства, одна удовлетворяющая разуму, освещающая сердце, поставляющая нравственное совершенство в познании и люблении Бога, одна сообразная величию Божию и духовным потребностям Его творения.

Нельзя исчислить все доказательства в подтверждение истинности веры христианской!

Смотри, как она восходит до начала мира, в тех обетованиях, которые ее предвозвещают; в вере, уповании и любви св. Патриархов к обещанному Искупителю; в обрядах богослужения, прообразовавших Его пришествие!