<4D6963726F736F667420576F7264202D20CEF2E2E5F2FB20D1E2FFF2FBF520CEF2F6EEE220D6E5F0EAE2E820EDE020E2EEEFF0EEF1FB20ECE8F0FFED2E727466>

Диавол хорошо знает, какое великое благо - молитва, и потому усиленно нападает на молящегося. (Преподобный Макарий Египетский)

Помыслы, против воли нашей втеснившиеся и стоящие в сердце, обыкновенно изглаждает молитва Иисусова из глубины помышления сердечного. (Преподобный Исихий Иерусалимский)

76. Очень трудно дается совершение вечернего молитвенного правила.

Оттого вечером не бывает охоты молиться, что человек никак не совладает с собою, чтобы хоть немного умягчить свою душу... Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что в отношении к Богу все тем и исполнено; затем целый день только дело за делом, а к Богу и не обратятся; разве к вечеру придет на мысль, что вот опять скоро надо становиться на молитву... Вот эту неправость (не всеобщую ли почти?) и надобно исправить: т.е. надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь па молитве, но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее душа возносилась к Нему и пребывала с Ним. (Святитель Феофан Затворник)

77. Как избавиться от рассеянности мысли при молитве?

Надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит, - возврати ее; опять отбежит

- опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли, - и, следовательно, без внимания и чувства - снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение

- в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе. (Святитель Феофан Затворник)

Молиться нужно так, чтобы ум был всецело собран и напряжен... Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить о том, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву. (Святитель Иоанн Златоуст)

И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), то как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее? (Святитель Иоанн Златоуст)

78. Как приучить себя к постоянному молитвенному обращению к Богу?

Надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: благослови, Господи! Кончаешь дело - говори: слава тебе, Господи, - и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымается - говори: спаси, Господи, погибаю...

Но чтоб душа так взывать стала, надобно наперед заставить ее все обращать во славу Божию - всякое свое дело, большое и малое... При каждом деле вспомним о Боге, и вспомним не просто, а с опасливостью, как бы не поступить в каком случае неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом.

Но чтоб и это, т. е. делание всего во славу Божию, душа исполняла как должно, надобно настроить ее к сему с раннего утра - с самого начала дня, прежде чем изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. (Святитель Феофан Затворник)

79. Каждый день увеличиваю количество прочитанных молитв. Правильно ли я поступаю?

Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца... Похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. (Святитель Игнатий Брянчанинов)

80. Молитвенные правила я исполняю исправно, на исповеди грехи перечисляю, а все какая-то недосказанность и неудовлетворение.