<4D6963726F736F667420576F7264202D20CEF2E2E5F2FB20D1E2FFF2FBF520CEF2F6EEE220D6E5F0EAE2E820EDE020E2EEEFF0EEF1FB20ECE8F0FFED2E727466>

98. Иногда сделаешь дело хорошо и начинаешь гордиться, охватывает самомнение.

Для подавление самомнения навыкайте, главное, все доброе относить к Господу, как к причине... и Его благодарить... Все ли у нас исправно? Конечно, нет. Вот и поминайте эти неисправности... они и закроют от глаз ваших исправности... и нечем будет повеличаться. (Святитель Феофан Затворник)

99. Правда ли, что нужно больше молчать и избегать многословия?

Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого. (Преподобный Пимен Великий)

100. Почему бесчестные люди живут припеваючи, а мне, верующему человеку, кроме тягостей житейских ничего не достается?

Нечего вам говорить, что не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы счастливы мы или несчастны - тем и другим приготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни. Так и старайтесь относиться к своему положению, чтобы не выступать из круга намерений Господа, с каким Он устрояет быт каждого на земле. Горестей на земле более, чем радостей. То и другое посылает Бог, то для возбуждения от нравственного усыпления, то для пресечения неправостей и грехов, то для покаянного их очищения, то для возвышения покорности Богу, мужества, терпения в славу Божию, и других добродетелей. Какое-либо из таковых намерений Божиих и к вам приложено. Внимайте убо себе, и не положите не отступать от того, что судил Бог, и ищите успокоения в воле Божией, всегда премудрой и благой. (Святитель Феофан Затворник)

101. Моя сестра всегда трудилась во славу Божию, всем была примером христианской добродетели, но вдруг тяжело заболела и после мучений умерла. Неужели она не заслужила лучшей участи? Мы все очень горюем и не находим себе места от горя.

Не горевать нельзя, а очень горевать совсем не следует. Умерла не она. Она жива, только перешла в другой мир. Так и воображайте ее, что она жива, только в другом месте и в другом виде. Можно бы скорбеть, если бы не было основания веровать, что она обретет милость у Господа. Какие на ней грехи? Веровала и работала Господу, сколько сил было. Как нет человека без греха, то были, конечно, и у ней свои. Но вот Господь послал болезнь тяжеловатую... и ею истребил все эти грехи, грехи немощи и неведения... Не сомневаясь же, что она обретет милость Божию, какой смысл будет в плаче и сокрушении безмерном? Лучше молитесь и молитесь с духом покойным и богопреданным... Надолго ли разлука? Ведь ныне-завтра, и мы туда же перейдем. (Святитель Феофан Затворник)

102. Говорят, что за усопших молиться бесполезно, так как участь их уже решена по делам земным. Нужно ли молиться за умерших, и если да, то почему?

Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела: в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие - не разграничиваясь пополам умиранием. Говорят: "Участь их решена"... Участь отошедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на всемерное милосердие Божие... Мы не можем не поминать родителей, братьев, сестер, родных и знакомых. И как ни кричи умишко: почему? сердце все будет свое делать - поминать. (Святитель Феофан Затворник).

103. Часто получается так, что и помолюсь о каком-либо деле или начинании, а оно все равно не получается.