Пасха Красная

“Он как родился, свекровь говорит: “Вот — родился Алексей, человек Божий. Назовем, его Алексеем”. А я тогда в церковь не ходила и думаю: “Да ну еще какой-то человек Божий? Назовем его Леонидом — Лёничкой по-нашему.

Крестить детей у нас было негде. Да и не думали мы о том, хотя сын, похоже, был не жилец. Кричал днем и ночью, да так надрывно, что доярки идут мимо окон и охают. Уже лет двадцать спустя встретилась в городе с одной дояркой нашего села, а она меня спрашивает: “Нина, твой мальчик, что кричал, так поди умер?”-“Почему? — говорю, — живой, уже в армии служит”. А она смотрит на меня и не верит. Страшно вспомнить, как кричал мой сынок! Я с ним ночи не спала и до того измучилась, что ночью стала закрывать печь, а сама вынула из печи заслонку да и заснула с ней в обнимку. Утром смотрят — заслонки нет, а мы с сыночком, как два трубочиста, чумазые. Свекровь с перепугу психиатра вызвала: “Нина у нас сошла с ума”. А психиатр говорит: “Вас лишить сна — вы еще хуже будете. Пожалейте ее, дайте поспать”.

Почти два года, не смолкая, кричал надрывно некрещеный младенец. А как окрестили — сразу затих. Заулыбался после крещения и рос отныне добродушным богатырем, о котором бабушка Зося говорила по-белорусски: “Лёня у нас вяселый какой!” В крещении зримо свершилось чудо, но по неверию не осознали его.

Мать Нина продолжает рассказ:

“Мы ведь без церкви отвыкли от веры. Уж на что моя мама Мария была верующей, а в церковь в город ездила причащаться только на Пасху да, бывало, на Рождество. Это ж за сотни километров надо ехать да еще в городе заночевать. Где тут наездишься, если пятеро детей? Но посты мама держала строго, а еще вязала бесплатно всей деревне нарядные узорчатые рукавички и раздавала их людям во славу Христа. Трофим в бабушку Марию пошел. Она бегучая была. Все дела бегом делала, а ночью вязала во славу Христову. Врач придет к ней и ругается: “Мария, у тебя такая страшная гипертония, а ты вся в клубках и ночами не спишь”. Видно, дошли ее клубочки до Бога, потому что всех удивила кончина мамы. Умерла она у сына в Барнауле, попросив перед смертью схоронить ее в родной деревне. А пока доставали цинковый гроб и хлопотали о перевозке, времени прошло немало. На погребении сын запретил вскрывать гроб, думая, что по срокам тело уже разложилось. Но родные, не стерпев, распаяли гроб, а я как закричу: “Мама живая!” Такой красивой я маму еще не видела — лицо румяное, свежее, и улыбка на устах. Вот уж воистину не смерть, а успенье. На сороковой день я впервые съездила в церковь помянуть маму. А потом уж забыла про храм. Я ведь даже сына крестила случайно. Приехала в город Тулун навестить бабушку Зосю, а там церковь была. Бабушка Зося настояла: “Окрести Лёню. Он ведь такой больной!” Я и вправду тогда боялась, что сын у меня, наверно, калека, а вырастет — будет на всю жизнь инвалид. После крещения “инвалидность” исчезла. Но я теперь лишь задумалась — почему?”.

После убийства мать специально поехала в Тулун, в ту церковь, где крестили сына и свершилось что-то важное, что ей хотелось понять. Там ей показали старинные синодики храма, где было множество женских монашеских имен, а также сохранявшиеся с той поры фотографии церкви с рядами монахинь подле нее. Разволновавшись, мать не спросила, был ли тут прежде женский монастырь или просто монашеская община. Ее поразило тогда, что уже крещение сына свершилось под тайным знаком монашества, и стало пониматься непонятное прежде: у всех ее детей нормальные семьи. И только самый ее красивый сын-первенец никогда не был женат.

Мать Нина вспоминает: “Он знал для девушек одно слово — сестра. Придет в клуб, девушки окружат его гурьбой: “Лёня, Лёничка пришел!” А он им: “Сестренки мои, сестреночки!” Нравился он девушкам и влюблялись в него. Одна девушка, зубной врач, уговаривала его: “Женись на мне, Лёня. Я тебе буду хорошей женой”. Я шутя говорю сыну: “Женись. Она мне зубы вставит”. — “Ага, — говорит, — она тебе зубы за месяц вставит, а мне за это до гроба с ней жить? Жена не палка, надоест — не выбросишь”. Уж как только его не пытались женить! Одна девушка к колдуну ходила привораживать сына и сказала ему: “Сделано тебе, запомни, сделано. Мой будешь или ничей!” Не понимали его девушки. И я не понимала, что он лишь Божий, а больше ничей.

Сын был начитанный, работящий, непьющий. И местным парням было обидно, что девушки ставят его им в пример. Однажды восемь человек подкараулили сына ночью, повалили и избивали жестоко, а он лишь голову руками прикрывал. Сила у сына была немалая — мог бы, как следует, им надавать. Но характер такой — никогда не дрался и даже обиды ни на кого не держал. Только сказал наутро обидчикам: “Не умеете драться, а чего деретесь? Смотрите, на мне синяков даже нет”. Это правда — синяков на нем не было. Видно, Божия Матерь хранила его. А незлобивым он был с детства. Помню, он так любил лошадей, что ради этого в подпаски пошел. У нас ведь в Сибири пасут верхами, и сын все каникулы пас коров. Я не нарадуюсь — зарабатывает, а мы бедно жили тогда. Останавливает меня однажды на улице председатель колхоза и говорит: “Пожалела б ты, Нина, сына. Да как ты его этому зверю-пастуху в подпаски отдала? Он же спьяну так бьет мальчонку, что ведь сдуру насмерть забьет”. О-ой, я бежать! Коров пасли далеко от деревни, и я пять километров бежала бегом. Смотрю, выезжает из леса на коне мой Лёня и спрашивает удивленно: “Мама, а ты чего здесь?” — “По тебе соскучилась, сынок”. Молчим оба. А дома выбрала момент и спрашиваю: “Это правда, что тебя пастух бьет?” — “Да ну, он отходчивый. Пошумит-пошумит и все”. Никогда он не жаловался и не роптал”. Позже в подпаски пошли младшие братья и рассказывали, что драчливый пастух уже больше не дрался, уважая Лёню. Так незлобие победило злобу.

* * *

“Замечайте события вашей жизни, — говорил преподобный Оптинский старец Варсонофий. — Во всем есть глубокий смысл. Сейчас они вам непонятны, а впоследствии многое откроется”. И мать Нина, уверовав в Бога, стала заново пересматривать свою жизнь, понимая многое уже по-другому.