«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так; если бы не было опасности от ложной клятвы. Тогда клятва была бы делом богочестия. Но теперь смотри, в чем дело, и к чему оно клонится?

Почти понимаю; однако ж прошу объяснить речь очевидным подобьем.

Каким бы это? Видал ты большой камень, падающий с горы?

Очень часто.

И он катился вниз с великим шумом?

Даже наводил большой страх.

А видал также, что его удобно останавливали?

Разве кто другой видал, а я нет; потому что камень сам себя понуждает к паденью, и сильнее, всякой руки.

Правда твоя. То же бывает и со мною; стремительность увлекает меня в насильственный поступок. Но в начале и мне, так же как и камню, очень не трудно было бы удержаться в покое?

Очень не трудно, и почему бы не удержаться? Этому камню подобен и всякий порок, особенно же, как думаю, худой навык клясться. А почему же так?

Слушай: этот порок имеет не малую привлекательность. А если человек получает к нему пристрастье; что тогда бы­вает? Он уже не удерживается, пока не низринется в стремни­стую бездну.

Что разумеешь под стремниною?

Самая большая из стремнин есть ложная клятва.

Приятно было бы слышать, почему это.

А многие и не знают, сколько это худо.

Сколько же именно?

Не часто ли случается, что иной клянется своим спасеньем? Очень не редко.

Что же это? Боится, чтобы, поступив худо, не терпеть за сие зла, и сам полагаете на среду пред Богом собственное свое спасенье, решаясь погибнуть, если каким ни есть образом со­лжет своему слову.

Так мне кажется.

Такое же сделай рассужденье, если когда клянешься и Богом.

Какое же? Желательно видеть.

Ты полагаешь на среду Бога своей веры.

Да, не иначе.

И для клянущегося в правду Бог соблюден; а если кля­немся ложно, то в отношении к нам Он утрачен. Справедливо говоришь.

Но скажи, что значит, по твоему мнению, не соблюсти для себя Бога?

Думаю, что это значит отречься от Бога.

Итак, ложная клятва, как давно уже это доказано, есть отреченье от Бога.

Как же избежать клятвы?

Приобретем такие нравы, которые бы внушали доверие. Великое дело сказал ты.

Благонравным менее нужды в клятве; что говорю: менее? Им вовсе не нужна клятва. За них порукою добрые нравы. Действительно так.

Скажи же, что приобретают те, которые много клянутся?

Осмеянье.

А к этому что еще присовокупить? Разве то, что им не верят, когда говорят и правду. Согласен на это.

Итак, послушайся меня, и, воспользовавшись врачевствами рассудка, особенно положи в себе преграды этому недугу. Многие же из известных мне одерживали верх над недугами и этого сильнейшими.

Каме разумеешь сильнейшие недуга?