«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
И это в естестве Божьем, чтобы не лгать. Против сего никто не будет спорить.
А что? Ветхий Завет не запрещает клятвы, но требует только истинной.
Но тогда и убивать было законно; ныне же не позволено даже ударить.
Почему так?
Тогда подвергалось осуждению совершение худого поступка: ныне же осуждается самое первое движение ко греху.
Так мне кажется; потому что мы простираемся к большему совершенству.
А потому целомудренный и не клянется.
Что же? Им, как младенцам, даешь одни начатки пищи, чтобы впоследствии могли принимать совершенную пищу?
И справедливо, и весьма умно.
Говорят, что и Павел клянется.
Кто это сказал тебе? Верно, какой-нибудь пустослов? Павел сам говорит: «свидетель ми есть Бог» (Рим. 1, 9), и: видите Бог.
Это не клятва. А что же?
Непререкаемое подтверждение важности сказанного.
Дозволь и мне то же.
О, если бы ты и во всем, по мере силе, стал Павлом! Это-—верное для тебя мерило.
Не уступишь ли чего-нибудь гневу? Хорошо.
А в гневе, конечно, всякому случается клясться.
Ужели по твоему мнению одинаков зло хуже зла двойного?
Возможно ли это?
Каково тебе покажется, если ничем не раздраженный вдруг начинаете клясться?
Это весьма худо.
А если я раздражен, и сделаю еще новое зло?
И это также худо. Впрочем меньше худо, если сделано по незнанию.
Но я подлежу ответственности за всякое свое произвольное движенье.
Но если клянусь, хотя произвольно, однако же для того, чтобы избавить от опасности?
Пусть дозволяет кто-нибудь другой!
А если кто напишет клятву не произнося ее словом?
Что же значит письмо? Рукописанье связывает крепче узе.
Если же по нужде?
Для чего не умер? Надлежало прежде принять смерть.
А если дана клятва, когда не лежало пред клянущимся Писание?
Что делает клятву священною: страница, или Бог?
Очевидно, что Бог.
Ты боишься пергамена; а я больше боюсь Бога. Многие подвержены этой болезни. Со многими бывает то же, что и с человеком, который бьет и бесчестит господина, а дает свободу, или даже готов оказать честь, его рабу.
Какое поругание!