«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Молитва в болезни. 42

Молитва шествующего в пути. 42

Плач и моление ко Христу. 43

Плачь Григория о себе самом.. 44

К самому себе. 45

К душе своей. 45

Плачь о душе своей. 46

Упреки неразумным стремлениям души. 46

На плоть. 47

На лукавого. 47

О брани от бесов. 48

Разговор с миром.. 48

О бренности естества человеческого. 49

Жизнь человеческая. 49

Покаянная песнь при конце жизни. 49

На болезни. 50

О промысле. 51

О вочеловечении. 52

О подлинных книгах богодухновенного писания. 53

Похвала девству. 54

Советы девственникам.. 62

К девам.. 69

К монахам.. 70

На целомудрие. 72

На любомудрую нищету. 73

На терпение. 73

Счастье и благоразумие. 73

Пристрастие. 73

Смерть любезных. 74

Недобрые друзья. 74

О смиренномудрии, целомудрии и воздержании. 74

На гневливость. 83

На тех, которые часто клянутся. 88

Слово 1, о началах

Знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание, или на малых крыльях уношусь к звездному небу, я, в котором родилась мысль открыть Божество, или определения великого Бога, и ключ для всего; тогда как и небесным умам не достает сил возблагоговеть пред Богом сколько должно. Впрочем, поелику Божеству часто бывает приятен дар не столько полной, сколько угодной Ему, хотя и скудной, руки, то смело изреку слово.

Но кто злочестив, беги прочь! Мое слово простирается или к очищенным, или к трудящимся над очищением себя. Оскверненные же? Как звери, прикасавшиеся к горе, когда с вершины ее воссиял Христос и писал на скрижалях Моисею закон, немедленно были побиваемы отторгавшимися камнями (См.: Исх.19,13), так будет и с ними. Так слово от нашего лика гонит злых, которые имеют богоборное сердце.

А я положу на страницы предисловием как бы то же, что древле богомудрые мужи - Моисей и Исаия (говорю это знающим), когда один давал новописанный закон, а другой напоминал о законе нарушенном, чтобы привести в трепет жестокосердный народ, -представили во свидетельство слова. "Вонми небо и да слышит земля глаголы мои!" (См.: Втор.32,1; Ис.1,2). Дух Божий! Ты возбуди во мне ум и язык, соделай их громозвучною трубою истины, чтобы усладились все, прилепившиеся сердцем ко всецелому Божеству!

Един есть Бог безначальный, безвиновный, неограниченный ничем, или прежде бывшим, или после имеющим быть, и в прошедшем и в будущем объемлющий вечность, беспредельный, благого великого Единородного Сына великий Отец, Который в рождении Сына не потерпел ничего, свойственного телу, потому что Он - Ум.

Един есть Бог иной, но не иной по Божеству, - сие Слово оного Бога, живая печать Отчая, единый Сын Безначального и Единственный Единственного, во всем равный Отцу (кроме того, что один всецело пребывает Родителем, а другой - Сыном), Мироположник и Правитель, сила и мысль Отца.

Един Дух - Бог от благого Бога. Да погибнет всякий, кого не отпечатлел так Дух, чтобы являл Его Божество, у кого или в глубине сердца есть зло, или язык нечист, - эти люди полусветлые, завистливые, эти самоученые мудрецы - этот источник загражденный (См.: Притч.25,27), светильник, сокрытый в темной пазухе! (См.: Лк.11,33.)

Слово 2, о Сыне