«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В подкрепление ваше при обуревании ма­лодушия, пишу, что одному на сей неделе в на­шем монастыре послышалось: когда он в самую полночь забылся, только легши спать, ему по­слышалось такое пение над ним, что сердце его от радости и сладости, как воск, таяло, и как только окончилось пение то, он проснулся и ту радость и сладость чувствовал еще в сердце сво­ем, которая несколько времени была у него и скоро от него отошла; а потом нашла на него великая печаль, что та радость отошла от него.

Рассуждайте вы сие и своей братии о Христе сообщайте. Бог нас и здесь не остав­ляет без утешения — то как много утешит в бу­дущем веке! Терпите убо все и тщитеся во всем Христу угождать.

Ваш доброжелатель и слуга, Т. Е. В. и Е.

 1.27. Брату о Господе

Выписал и размышляю (то же представляю и любезному брату моему):

Писание нас научает не позволять уму нашему ничего, кроме повеленного, мудрство­вать.

Бытейских книг читателю от плотских страстей свободным быть следует.

Бедственно есть убавлять нечто или прибавлять к преданным от Духа Святого.

Сердцу, хотящему восприять божест­венные словеса, чистым должно быть от против­ных помышлений.

Не всем писана суть словеса Божия, но точию имущим уши по внутреннему человеку.

Слова, чуждые истинного, буйством именуют евангельскую проповедь,— простоту написанных речей уничижая.

Чем в вере здравые пользуются, от того другие вредятся.

Не утучняй плоти твоей; чем тучнее де­лаешь свою плоть, тем тяжче душе твоей дела­ешь узилище. Для чего снабдеваешь то, что скоро придет во истление? Преуспевающей и кипящей крови — причиною ко греху многоплотие бывает. Тело изнурять должно и не ща­дить крови, которая в плоть обыкновенно пре­лагается.

Познания Божия кто требует, тому да­лече подобает быти от страстей.

Ум, проницательно чуждые грехи усма­тривающий, туг есть на познание своих по­грешностей.

Последующие руководству слепых учи­телей сами себя употребления света лишают.

Ничто, подлежащее чувствам, не может быть простым.

Два суть пути: един пространный и ши­рокий, и сей имеет путеводителем лукавого. Другой путь тесный и прискорбный, и на нем путеводителем есть Ангел благий.

Невозможно нам вместить в себя Божией благодати, не изгнав злобных страстей, кои овладели душами нашими.

Страх Божий и смерти боязнь нам наво­дит, и лиц боятися нам советует.

Кто демонов боится, тот страх вражий имеет в себе, от неверия рожденный.