«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В общую предосторожность скажу вам: слышно мне, что умножаются ныне юродствующие! А как это дело очень требует великой осторожности, чтобы ходить в правом духе, и бывает свыше человеческого разума, то за лучшее считаю не осуждать их и не знакомиться с ними, чтобы не ошибиться и не принять ложного духа вместо правого. Горе тем, которые прельстились! Они уже мечтают о себе, что лучше всех разумеют и действуют. А милостыню можно подавать без разбора каждому, требующему ради имени Христова.

Если кто говорит не от истины — то от себя. А на лестные и легкомысленные слова нужно отвечать молчанием и удаляться от произносящих оные.

Сентября 22-го, 1824 года

3. 69. К М.М.

Что высоко пред людьми, то мерзость есть пред Богом. Подумайте, матушка, чем мы можем похвалиться? Какими науками, какими познаниями? Самая преимущественная и высочайшая наука есть еже знати Господа и творити волю Его,— но мир о сей науке небрежет...

Очень опасно полагаться на самость: мы себя спасти не можем, так спасем ли кого другого? Хорошо, что ваше сердце сострадает о брате,— но печется ли оно о себе? Ведь только пекущиеся о своем спасении могут и другим послужить на пользу, при помощи Божией. Если же сего нет, то нужно рассмотреть мысль свою: не прелесть ли? Богу и миру служить еди-номысленно нельзя. Душа не делится надвое: двоедушными называются колеблющиеся на обе стороны, и потому они не устраиваются в мирное состояние истинного спасения.

25 августа 1825 года

3. 84. Е.П.

Промысел Божий свят! Что скрывает ночь, то являет день... Судьбы всевышнего суда нам неисповедимы. Кто ничего не определяет себе по уклонению сердца своего, тот управляется во благо Промыслом Божиим. Но обстоятельствами и попечениями удерживаемое сердце почитает за лучшее и надежнейшее следовать своим предрассудкам. Поэтому и лишается, собственным произволением своим той благости небесной, которая дается в утешение возлагающим печаль свою на Бога... Утешьтесь святою надеждою о Господе! Прошедшее время невозвратно: прежнее следует забывать и простираться в будущее, чтобы всеми средствами благоугождать Богу. Господи! дай мне мысль благую, и страх Твой буди в сердце моем, да исчезнут все посторонние страхи, одержащие душу мою.

Часто ли вы читаете книжку Святителя Тихона?

30-ю Января, 1825 т. 

3. 88. Е.П.

Благоразумным терпением приобретается душевное стяжание, в сравнении с которым весь мир ничто: какая польза человеку, если весь мир приобретет, душу же свою потеряет? Пользуйтесь, матушка, словом Божиим; а что мир делает против Христа, за то примет суд: каждому воздастся по делам его. Когда вы предпримете во имя Господне жизнь уединенную, где вам угодно, тогда познаете, коль благо есть надеяться на Господа и петь имени Господа Вышнего!

12-го Марта, 1826 г. 

3. 91. К Е.Я.Т.

Вы пишете: „все головою страдаю до сих пор. Не знаю что делать?" — Не часто ли вы задумываетесь? Не много ли мыслите и представляете себе то, чего еще нет и может не быть? —

„Господи, дай мне мысль благую", так молился Св. Златоуст. Когда дастся мысль благая, тогда сердце радуется и душа бывает в неизреченном спокойствии, и всякое дело идет своим порядком. Еще вы пишете: „а в свете, как ни живи смирно и кротко, не уйдешь от празднословия". Но, по крайней мере, от осуждения других нельзя ли освободиться? И это кажется трудным? — Так представим же себе, что труднее: любить или осуждать? Чтобы судить о других, для этого требуется много испытания, большой рассудок и великий ум, да и тут не избегнем погрешностей; ибо, не всякий ли судит по своим мыслям и по своему нраву? — А чтобы об имени Христовом всех любить, для этого требуется только одно простое сердце, в котором почивает Бог. Любящий ближнего, любит Бога, и, пребывая в любви, в Боге пребывает. Бог именуется Любовью!

8-го Мая, 1825 г.