«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Уединенная жизнь требует твердого намерения и непрестанной памяти в разуме. Для чего ж уединяемся? Чтобы нужда сего предприятия сделалась явною пред нашими глазами и чтобы не иметь никакого сообщения с живущими в бесстрашии и угождающими своему самолюбию. Но при этом же разумении цели уединения нужно крайнее смирение и зазрение себя так, чтобы признавать себя изо всех грешных самопоследнейшею. А иначе не можно терпеть в благочестии постоянного уединения. Занятие же нужно здесь беспрерывное: то чтение, то молитва, то поклоны, то рукоделие; отдохнувши, снова начинать то же, как будто сейчас только принимаетесь за начало дела, а прошлого как будто и не было...
Нужно также сердце затворять от непотребных помыслов; к старшим всякое иметь уважение и почитание с послушанием, когда сие послушание относится к славе Божией и к назиданию души в смирении.
Сентября 7-го, 1830 года
3. 215. К А.Ф.А.
Прошу повторять с особенным вниманием Св. Ефрема Сирина: эта книга очень душеспасительна; она учит благоразумному смирению и любви.
Каждую службу надобно вам ходить в церковь, чтобы и там внимать Слову Божию, но по сторонам на других никак не смотрите: да сохранит вас в Божественном внимании Св. Ангел Божий! Радуйтесь о Господе и не унывайте.
Января 31-го, 1832 г.
3. 217. К А.Ф.А.
Вам нужно опасно блюсти себя от движений чувственности. Страхом Божиим укрепляется изнемогающая душа и ревностно прилежит молитве. Терпение и молитва свобождают душу от страстей. Господь предающихся Ему всем сердцем никак не оставит помощью Своею во благо. Да уклоняемся от зла и да творим благо!
Опишите мне распорядок нынешних ва ших упражнений во спасение души вашей — от самого пробуждения до отхождения ко сну. Попечение о спасении вашем убедило меня просить вас об этом.
Июля 10-го, 1832 года
3. 222. К А.Ф.А.
Что ж делать? — Когда надобно терпеть, тогда нужно молиться.
Скоро, скоро все престанет;
Вот, вот смертный час настанет!
Смирился, и спасет мя Господь: извещает царь Давид. В кротости и смирении обретается душевный покой.
Все временное идет, но слово Божие не прейдет; что сказано, то все сбудется.
О мир! повсюду весь прельщенный суетою:
Поистине спасен,— расстался кто с тобою.