«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Первый путь тесен и многоскорбен; по нему идут люди, благоугождающие Богу, гонимые от мира, возненавидевшие себя, под­ражающие в страданиях Иисусу Христу и пре­терпевающие до самого конца всякие напасти от диавола и от злобных людей.

По второму пути идут люди, любящие мир и все то, что почитает и любит мир: тако­вые терпеть ничего не хотят, живут по своим мыслям, по своим желаниям и ищут простран­ствовать во всех удовольствиях; заповедей Христовых не исполняют и следуют во всем своему умышлению в надменных парениях и гордости. Сии противники кротости и смирения подлежат своим произволениям сатанинской области и, обладаемые диавольским духом, не чувствуют своих грехов и не думают, что вечно будут мучимы; ибо не внимают слову Божию, которое есть непреложно и как сказа­но, так и будет. Сказано: воздам комуждо по делом его (Пс 61,13) — и воздастся непременно.

Вот что, любезный брат мой, мне и тебе и всем предлагается — спасайтесь; помолися и о мне, чтобы нам купно быть в Царствии Божием и славить Пресвятую Троицу, единого Бога вовеки.

 Кающийся грешник Георгий. Апреля 27-го дня, 1823 года

 1.23. Брату. (Из писем святителя Тихона)

На вопрос, где удобнее для спасе­ния жить должно, словами преосвященного Тихона отвечаю тебе, почтенный о Христе брат!

«Требуешь ты от меня ответа в том, от чего неизвестный конец последует. Я, рассуж­дая немощь человеческую и козни бесов, кото­рые часто подлагают зло под видом добра, как яд под медом, не могу тебе дать совета в неизвестных вещах, чтобы после и тебе чего про­тивного не приключилось, и мне ради того не было бы печали. Лучше все наперед предвидеть и молчать, нежели советовать и после каяться.

В доме тебе у родителей быть опасно ради известной причины. А во всяком монас­тыре, где бы ты ни был, человеку богобоящемуся, спасения ищущему, всегда о вечной муке и будущей жизни помышляющему и в молчании себе самому внимающему, безопасно есть.

И знаю, что лучше от родителей и срод­ников удалиться хотящему спастися. Едино только тебе предлагаю, что скука немалая бу­дет тебе в монастыре, когда далеко отлучишь­ся. Посему надобно терпеть и преодолевать се­бя. А от сатаны и злых людей нигде не уйдешь, где ни будешь. Как тень телу во время солнеч­ного сияния, так гонение и ненависть злых лю­дей ищущему Бога последуют.

Мне кажется, что лучше отдаться на во­лю Божию и в каком-нибудь быть монастыре, только чтобы в доме родительском не быть; и в том монастыре крепко себя утвердить, хотя и скучно будет; а в скуке себя утешать тем, что смерть все прекратит; вечная сладость, радость и слава подвизающегося приимет вскоре; часто Богу молиться, просить от него помощи, тру­диться и ни малейшего времени не пропускать без дела какого-нибудь — и так скука минется.

Господь да управит житие твое. Спасай­ся и о мне грешном поминай. Ваш доброжелатель — Тихон епископ».

 Сим служащий к воспользованию требующего, непотребный раб, многогрешный Г-й

 1. 24. Брату о Господе

Что предлагаю самому себе, то и вам (из сочинений святителя Тихона): «памя­товать последние четыре: Смерть! Суд Христов! Ад! — и Царство Небесное!»