«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так, невидимо,— объяснялся мыслью с N. N. моей:

Истинный отшельник — странному стра­нен, а ближнему близок; один и тот же — любит всех и бежит от всех.

Не всем тайны Царствия Божия откры­ты. Многие ищут во многом, но редкие обрета­ются во едином непространном пути. Слышно из прежних веков: Диоген искал человека днем с фонарем, и не находил, самомнительный философ, [человека], кроме себя одного. Есть и ныне такие идущие задом, или спиною, к солнцу, которые называют тьму светом и не находят света, удаляясь от истинного Света к темным силам умышления, обольщающего их душу.

Мудрость земная от небесной имеет расстояние и разность, как темная ночь от яс­ного дня.

Марта 10-го, 1826 года

2.81. К М.П. Колычевой

Мараю бумагу, да очистится душа от мрачных помышлений (на стран. 129). Прежде на вид ставлю самую цель стремления, или намере­ния Св. Вел. Василия, к чему все примеры непременно и не­уклонно относит он во всех беседах своих. Весело и ра­достно пишу, любя Святителя, исполненного духа премудрости и разума Божьего, радуюсь и вижу, как отовсюду приятно он всеми средствами намеревает в точку вечного спасения душ! Так на стр. 196 видно его сознание (он говорит живущим по плоти и мудрствующим земное, плотское): „Едино мое намерение ото­всюду назидать Церковь, да обуздаются страсти невоздержанных (видите отношение его души к необузданным, к невоздержанным), обуздываем будучи—и земными и мирскими примерами", вот на что он всеми силами и средствами настоит. На стр. 129: „Я заметил, что добродетельное о душе попечение сильно одолевает всякие недуги; посему живущие в грехах не должны отчаиваться, а должны исправиться и более не грешить". Ах, как нужно о душе своей иметь каждому добродетельное попе­чение! Если и весь мир приобретешь, душу же свою потеряешь, ничто же поможет. Я не хочу изъяснять философию мудрецов, прилепившихся к земле: они гордятся умствованиями своими: и, сплетая вещи на удивление миру, сами заплелись и оглушили себя и никак не слышат громкого возвещения самой истины — Иисуса Христа: если есть в людях возвышение, мерзость есть перед Богом! Пристойно о них сказать: осуетившиеся.

Мудрецы, когда о суетах пекутся, что делают они? Челом о стену бьются. Думающие быть мудрыми объюродились! Св. Вел. Ва­силий, к их пристыжению, их же доводами приводит их к познанию истинной высшей философии. Таким-то порядком он вводил для них некое подкрепление и от чуждых веры, на показание добрых дел. На странице 196-й я нашел глубокую философию (свою правду за ничто поставляю, и ищу оправдания от благодати Христовой; вменяю вся уметы быть, да единого Христа приобрету); прочитав сию страничку, размышляю: какое зло, сладострастие в человеческом роде! Когда оно коснется ехидны, ядовитейшей змеи, побеждает ее и вводит в прелюбодеяние с угрем! Лютая змея сладострастием уступает лютости своего яда. Так есть и люди злые, которые живут согласно ради сладострастия и угождения похоти плоти своей: враги креста Христова! Видев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, грядущих на крещение Его, говорит им: рождения ехиднины, кто сказал вам бежать от будущего гнева? сотворите же плод достойный покаяния (Мф. 3. ст. 7 и 8). Нравственно изъясняется злость именем ехидны; Сам Христос говорит: тем же сами свиде­тельствуете о себе, как сыновья, побившие пророков, и вы исполните меру отцов ваших. Змея, порождения ехиднины, как убежите от суда огня геенского? Сего ради и я пошлю к вам пророков и премудрых, и книжников. И от них убьете, и распнете и от них убьете на сонмищах ваших, и изгоните из града в град.

Блюдите, да никто же вас прельстит! За умножение беззакония иссякнет любовь многих. О, станем же любить и хранить заповеди Господни!

В пользу вашу припомните описание жизни узоразрешительницы Муч. Анастасии в Четьи-Минее: 1-й, 2-й и 3-й листы. Декабря 22-й день. …

2. 113. Марии Петровне Колычевой

Живой верой просвещенные души не подлежат изменению и суетности, когда хранят непорочно любовь свою о Господе: разве кто похочет уклониться, по своему изволению, к удовольствиям чувственным; таковой удобно может потонуть, погрязши в юродствующих помышлениях своих, обольщая себя разумением стихийного миpa, действующего лестно на организм плоти, пристрастившейся к дебелой чувственности, распаляемой наружными влияниями... Наша жизнь бессмертная—Иисус Христос, Сын Божий; в Нем вечная весна и лето, радость и веселие, и мы в Нем во всякое время можем найти себе пребывающие удовольствия, несравненно лучшие земных наслаждений. — Да и нужно при этом изречении изъяснить истину, что уклоняющиеся к земным наслаждениям неизбежно не только лишают себя тех небесных удовольствий, превышающих ум, но и самого понятая о них не удостаиваются... О друг мой! идем в след Христа, безропотно нося свой крест, да будем мы Его хотя непотребными рабами, а он нашим Господом, по благости и любви Его к нам. Всегда желаю говорить с тобою от искреннего сердца: впрочем, нужно употреблять и благо­временное молчание. Лучше молчать и проразумевать тайно, не­жели говорить и ошибаться явно, на смех другим. Кто же дерзнет похвалиться пред Господом, что уже стяжал и имеет чистое сердце, когда и самые небеса пред Его славою нечисты?

2.131. Марии Петровне Колычевой

Господи, даждь ми мысль благу: Господи, даждь ми память смертную и умиление.