«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Радуйтесь о Господе! Настал крылатый пост, возносящий от тяжестей земных к небесным созерцаниям своих любителей. Ангелы радуются, а диаволу печаль. Православная Церковь проповедует о посте вот что: «Истинный пост есть злых отчуждение, воз­держание языка, ярости отложение, похотей от­чуждение, оглаголания, лжи и клятвопреступле­ния, сих оскудение: таков пост истинен есть и благоприятен Богу». Самопростейшая пища и в той умереннейшее воздержание научают нас таковому благоугодному посту. Я не хочу со­мневаться, что вы это все знаете, но ищу утешить вас спасительными повторениями, которыми ду­ша может приближаться к Богу.

Простите! — вы плакали, читая мое слезливое письмо? Когда сердце сокрушается о грехах и о том, что прогневляет невоздержа­нием Всещедрого Господа, тогда очень полезно плакать, и душа, как в источнике, омывается в слезах благодатью Божиею. Иисус Христос повелевает нам оставить суетное и ложное, же­лая всем спастися и в разум истины прийти. Жизнь нашей плоти подлинно суетная и лож­ная: лабиринт с пестрыми площадками, вымыш­ленные дорожки, кругом да около блуждаю­щие и опять на то же место приходящие. Повсюду разбросаны цветы — это прелесть чувств. Под сим приятством кроется до време­ни змий, чтобы внезапно поглотить душу, отлу­ченную от Бога и уклонившуюся к суетным и ложным удовольствиям. Когда вам скучно, а может быть, и оскорбляетесь чем-нибудь, вы можете иметь компанию для препровождения времени и в том получите большую отраду. Кто не любит хороших и славных гостей? Когда вам угодно, утешайтесь ими ради Господа и имейте надежду воздаяния здесь и в вечности: нет славнее и преимущественнее тех гостей, которых вам назначает Царь царей — Царь славы! Извольте же слушать из Евангелия Его устное повеление: егда твориши пир, зови нищия, маломощныя, хромыя, слепыя... воздастся же те­бе сие в воскрешение праведных (см.: Лк 14, 13). Бог сие назначил, Он и воздаяние за них обещал,— и что вернее быть может? Страшно же и ужасно против воли Господней поступать! И горе тому, кто иначе умствует или иначе по­ступает! Скажите, бывали ли у вас столы для таких гостей и имели ли вы счастье кушать с ни­ми? Разве стыдно? Не известно ли вам о штате-даме Рогозиной? Она это делает. Некогда, по случаю, в летнее время собираются к ней превосходительные и высокие по достоинству мирскому особы и видят на дворе странность для парящих умов. Тут были набраны столы и — собрание нищих. Госпожа дома, сделавши пристойное приветствие обществу превосходительных лиц, тотчас испрашивает извинения, что она приняла себе за правило прежде своего стола угощать гостей, любимых Иисусу Хрис­ту. И так сама она с радостью занималась усердным угощением нищих, и высокое общество наслаждалось приятным зрелищем. Она не стыдилась бедность и нищету предпочесть гене­ралитету, и высокие особы за сей поступок еще более стали уважать ее. Видно, госпожа Рого­зина помнит, что Христос сказал: аще кто по­стыдится словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе... со Ангелы святыми (см.: Мк 8, 38). Истинно! нет не­счастнее того, кто стыдится людей, уклоняю­щихся в развращение, и потому не исполняет заповеди Господни. Да озарится ваше сердце зарею истинного света! Спасайтесь, матушка.

3-й день Великого поста 1824 года

3.12. К А.П.Р.

Иисус Христос спасение наше! Исполнение Его велений есть совершенство наше в жизни сей, а в будущей—славная награда пред всеми Ангелами, и ныне славословящими Господне в человецех благоволение. Поз­вольте мне открыть вам усердную мысль в общую нашу поль­зу—не в обременение, но на изволение ваше: не угодно ли будет вам в неделе один средний день посвятить в славу Божию для нищих, по возможности и силе вашей, без отягчения себя?—Ежели возродится в вас желание, ради прославления Иисуса Христа, посвятить себя на cию службу, то можете опре­делить на cиe каждой недели четверг.—Ах! сами Ангелы при­зирали бы на ваш благодетельный стол, и на своеручное служение ваше по любви ко Иисусу Христу!—Может быть иногда и моя худость, по призрению Господню, удостоилась бы вкушения от таковой милостивой о Господе вашей усердной трапезы. Нет сомнения! О Господе вся возможна суть любящим Его. Не оскорбитесь, матушка, сим предложением: я вас не обре­меняю; но искренно желал бы вам посредством такого милостивого благотворения достигнуть того, чтобы участвовать в царствии небесном, где угощает Сам Иисус Христос. Да будет Он и ныне соединением душ наших во едино сердце, во едину мысль. И такая радость наша о Нем да не отымется от нас во веки!

Марта 18-го дня, 1824 г.

3.23. К А.П.Р.

Слава Богу о всем. О Господе радующимся сердцем радост­ное поздравление приношу вам с Ангелом ва­шим. Я утешаюсь, внемля сугубому празднова­нию: сегодня четверг; нищие и странные, обычно в сей день приветствуемые вашим усер­дием ради Христа, сегодня же особенным для Ангела вашего угощением утешенные, мню, по­буждены будут в сердцах своих прославить Господа и молить о вас благость Его, да воз­даст вам за призрение ваше небесными щедро­тами Своими...

О, когда б я удостоился услышать, что вы из своих рук сами предлагали пищу на стол братии Христовой,— которых презирают гор­дые люди, не представляя того, что в лице ни­щего и странного, худого видом, посещает страннолюбцев краснейший всех сынов челове­ческих Иисус Христос, Господь и Бог наш. О глубина таинства Господня!.. Будьте радост­ны ради Господа и ради святых Божиих о имени Христове. Сорадуюсь вам и я —

недостойный, непотребный раб Егор

25 июля 1827 года

3. 26. А.Н.Ш.

Упование ваше на Господа Бога ни в какой болезни не посрамит вас. Об этом говорит писание: уповающии на Господа не посрамятся. Любящим Бога вся споспешествуют во благое. На сие Св. Златоуст пишет: „не говори мне о выгодах мирских, и воображай не только приятность в душе, или безопасность, но и противное тому — тюрьмы, огорчения, озлобления и повседневные нападки, и тогда ты силу речи Апо­стола уразумеешь. — Все, говорит, споспешествуют во благое. Счастье нас слабейшими творит, а несчастье бодрственнейшими делает. Бога истинно мы любим тогда, когда, ради люб­ви к Нему, оказываем и сослужителям нашим многую лю­бовь.