«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Мне помнится в Св. Писании объявлено: что настанут такие времена, в которые люди не послушают словес здравого учения, но пойдут по воле сердца своего во всех похотех души своей, преуспеют на горшее.
Смотрите, какая нужда предлежит нам часто повторять от всего сердца сию молитву: „Заступник души моея буди, Боже, яко посреди хожду сетей многих: избави мя от них и спаси мя Блаже, яко человеколюбец!"
Да сохранит нас Господь от ищущего восхитить лестью пестровидного змия!
3. 67. К М.М.
И самый искуснейший лекарь не может пользовать раны, когда не будут выполнять его советы. То же, разумеется и о сердце: сердце, повинующееся повелениям Господним, пользуется милостью, а неповинующееся лишается и претерпевает, пока не обратится.
Июня 28-го, 1825 г.
3. 142. К А.Т.Б.
Христос посреди нас!
Все то странно, что устраняется от благочестивого жития истинных христиан. Так, ищущие жить сообразно веку сему, странны ищущим жить по воле Божией, заповеданной нам для вечного спасения нашего.
31-го Августа, 1828 г.
3. 158. К А.Т.Б.
Видел я из газет, что вся Москва в восхищении от краснопения германского соловья — девицы Зонтаг. Она, бедная, обольщена рукоплесканиями прелестного мира и сама рабствует ему прелестью взаимно. Конечно, она не имеет понятия о истинном христианстве православной веры; у нее нет ушей слышать Ангелов, поющих неизреченными гласами Божию славу. Желал бы ей познать ту ноту, по которой мертвые, оставя свои гробы, пойдут в рай сладости вечной.
Сентября 19-го, 1830 года
3. 267. К В.В.Г.
Долг наш опасаться всего, что бывает не по Христу; хотя бы то и подлинно сладкою любовью казалось вам. Ради Христа храните сердце ваше от окрадывающего лукавого духа; он действует на таких, как вы, чрез покоряющихся ему служителей, являющихся в виде блистающего Ангела, любезными и дружескими расположениями, чтобы тем развратить неприметным образом ваше доброе сердце и уклонить всю душу от любви Божией в любовь человекоугодную. Есть души высокопарные и без смирения низко смиряющиеся о себе, незаконно движущиеся, рвущиеся и ищущие во всем воли своей, чтобы все было по воле мечтающего сердца их, так как сами они хотят разом на небо.—и оттуда стремглав низвергаются в преисподнюю; осуждая же других, с большим роптанием на доброжелательствующих им, отвергают все, что бы ни предлагали им доброе: они то во зло превращают, что явно предлагают им на пользу; все против них виноваты, а сами они кричат, рвутся, плачут, обносят и жалуются, не хотя терпеть. Прошу вас никак не быть с такими в сношении, ни пером, ни мыслью. Я и прежде побуждался в духе предостеречь вас от таковых. И вы много воспользуетесь послушанием спасительному слову, которое назидает молчаливых. Знаете сами, что терпением приобретается спасение, а не самовольством и парительными чувствами, которыми не перестает и поныне дышать приближающееся к вашему неопытному сердцу: да хранит вас святой Ангел в мирном покое тихого и благонравного смирения!
Вы сознательно скажите сами себе, что вы вступили в ограду монастырскую ради спасения души своей, а не для жертвования сердцем своим дружбе приветствующих вас не о Христе странниц. Это пагубно и очень расточительно душе, которая и невольно по влечению их может своею волею уклониться к ним и лишиться истинного покоя. Под предлогом сострадания удобно злохитрый враг действует на душу, чтобы поразить ее унынием и отлучить от Бога.
Что вам теперь тайною, то объявляю вам и ставлю на вид: не пленяйтесь теми, кои сладко говорят, умеют рассказывать свои и других бедствия, живо чувствуют и катят по лицу слезы: все это одно еще только наружное, минутное, парительное и, может быть, нехристианское. Почему? Потому что христианское чувство не порывисто, но скромно и тихо, кротко и смиренно, благопокорно и искренно в сознании своих немощей, но вместе твердо и постоянно о Христе. Истина христианская познается в безропотном долготерпении скорбей.
Прошу вас усердно внимать себе и слову Божию и тем ограждаться в скорби сердца вашего. Матерь Божия покров ваш; радуйтесь о Господе! А когда плачете, то рассуждайте и познавайте, о чем плачете, и потом скоро благодарите Бога: слава Богу о всем!
Благодарю вас, что вы мне сообщили мысль вашу: отвечать ли на сторонние письма? Прошу отвечать молчанием. Когда же вы ознакомитесь с книгами-то, научающими благочестию? Трудом и вниманием просвещается сердце. Исполняете ли вы ежедневное ваше правило и чувствуете ли от оного утешение или тягость и уклонение? О, если б не было ни одного такого дня, в который бы вы не могли прочитать: одну главу из «Алфавита», одну кафизму, одну главу из Апостола и одну из Евангелия, потом подумать о том, что читали, и поверить жизнь свою. При сем можете внимать и святому Ефрему, и святителю Димитрию, и Тихону святителю.
2 июля 1828 года