«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Я не сомневаюсь в вашем воздержании, что вы по-христиански соблюдаете установленные посты ради спасительного приобретения. Сластолюбцы Царствия Божия не наследят,— это повторяет святой апостол Павел. И медики не отрицаются утверждать, что простая пища лучше приносит здравие человеку, нежели иная сладкоприемная. Я говорю о совершенных в знании и испытании человеческой натуры — и нелестных медиках; а прочие пусть умствуют, как хотят. Истину пишу: что человек, какой бы ученый ни был, покуда мудрствует о себе и привязан к земным удовольствиям, никак не может иметь истинного понятия о небесных вещах! К понятию сему ближе простосердечный земледелец, нежели надменный философ; для принятия веры нужно простое сердце, и тогда бывает то, что верующему — вся возможна суть о Господе; а неверующий уже осужден есть и не может разуметь истины, но живет по своей воле и тонет в пожеланиях своих, прельщая себя временными услаждениями. Вот совершенное несчастие: ежели человек не обратится от сего чувственного очарования к истинному свету. Истинный свет — Иисус Христос! Все противящиеся Ему — тьма; любящие Его охотно и радостно исполняют заповеди Его. Свет повеления Твоя на земли — сии слова произносит царь Давид (Исаия); следовательно, уклоняющиеся от повелений Господних непременно во тьме ходят, как бы они ни умствовали и как бы что себе ни представляли. Горе называющим тьму светом, а свет тьмою!
И среди народа вы можете призывать в сердце имя Иисусово и приносить сердечные молитвы ко Господу. Да озарится сердце ваше сущей Истиной — Иисус Христом!
Мне ваше предложение приятно; ищу, сколько можно, все обратить вам в пользу при содействии Божием, да устроит Господь путь ваш к лучшему. Когда некая израильтянка, оставивши суетные труды, единому внимала слову Божию,— тогда Христос произнес сии слова: Мария благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк 10, 42). Господь похвалил Марию пред Марфою, которая много трудилась и заботилась о телесных вещах; однако Господь приемлет и телесную добродетель: он у них в то время остался кушать, и Марфины труды не тщетны были, ибо она с великим усердием готовилась угостить Его.
О, коль приятно благоволение Господне! Радуйтесь, радуйтесь сердца наши о Господе! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! Хвалите Его вси Ангели Его! Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! Аллилуиа — вовеки!
Георгий. Февраля 22-го, 1824 года, в 5-й день Великого поста
2. 54. Марии Петровне Колычевой
Умеренность во всем приятна, излишество же отягощает или расслабляет. Но как люди не одинаковые имеют меры сил своих, потому и умеренность поста каждый свою имеет. Пост каждому нужен и весьма полезен: постом обуздываются плотские страсти и умеряются душевные пожелания; постом утончаются мысли, приемлется истинный разум и ум делается зрительнее. Молитвою и постом прогоняются бесы; что ж еще искать превосходнее сей силы? Однако объявил Господь: не радуйтесь, что бесы вам повинуются; но радуйтесь... что имена ваша написаны суть на небесах (см.: Лк 10, 20).
2.210. Марии Петровне Колычевой
Вы убеждаете меня хотя одну строчку написать к вам.
О мудрость, разум, просвещение,
Коснися мысленных очей!
В нас мраки, бури, возмущение
Лишают душу ясных дней...
Вы мне дали видеть ваше мерное воздержание и с любовью спрашиваете письмом своим об употреблении всякой предлагаемой вам пищи. И я вас взаимно спрошу: можете ли вы предлагаемую вам всякую пищу употреблять, как простое зелье?