«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Повергаясь пред стопами всещедрого Бога в крайнем смирении и уничижении самих себя, мы не сомневаемся в мило­сти его и призрении на бедность и нищету нашу. Марта 13-го, 1825 г.

2.76. К М.П. Колычевой

Ночь, 12-й час.

Только и слышно, как часы непрестанным боем напоминают, что всякое время сближает нас с неизбежным концом временных дней наших. В сию минуту обращаю взор мой на образ Св. Троицы Единосущного Бога, и вижу, как по содей­ствию Всемогущего, победоносный воин, поразив великого змия, повелевает, оживотворенной святою любовью, Царевне взять лютого зверя на поясок и вести в город, как послушную собаку. Он ей сказал: не бойся, — и вместе с словом его отступил от сердца ее всякий страх. Ах, посмотрите, как смело приступает она к страшилищу, накладывает на него царский пояс, и как, подданного раба, ведет врага народного на место сожжения, чтобы пожирателя детей самого предать в пожирание огню. Как ужаснулись зрители с трепещущими сердцами? Они не знают, верить ли глазам своим, что это не привидение. О, чудо, в чудесах преславное! Гордое животное идет под рукой смирения, по самой земле влача свою ядовитую голову и уплачи­вая своею змеиною кровью, по следам его текущею, за кровь жертв, им пожранных. Славная победа! Небесному воину вос­кликнули хоры Ангелов, и вся тварь принесла хвалу великого совета Ангелу — Христу-Богу, спасающему мир. Тысячи душ сердцами и исповеданием веры засвидетельствовали совершен­ную преданность Господу Иисусу, познали чего не знали; идолопоклонники обратились к истинному Богу, тьма озарилась светом, и стал день.

Теперь и нам можно — хотя с Августином — воскликнуть радостное восклицание: о радость над радостью, радость, которая превосходит всякую радость, и вне которой нет радости! Когда войду к Тебе, когда увижу Бога моего? Пойду туда и увижу видение сие великое. Что же еще меня удерживает? Увы, мне, как пришествие мое продолжится. Увы, мне, до каких пор говорят мне: где есть Бог твой! До каких пор говорят мне: ожидай! И ныне кое мое есть ожидание? Господи Боже, не Спасителя ли Господа на­шего Иисуса Христа ожидаем, иже преобразит тело смирения нашего, сообразно телу славы своей? Ожидаем Господа, когда возвратится от брака, да введет нас во браки Свои. Приди, Господи, и не медли; приди, Господи Иисусе Христе, и посети нас в мире, приди и изведи нас связанных из темницы, да сердцем совершенным пред Тобою возрадуемся. Приди, Спасителю, наш, приди; всеми языками желанный, покажи лице Твое и спасемся; приди, Свете мой, Искупителю мой, изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему Святому.

2.96. К М.П. Колычевой

Воскресение Христово. Антифон. 2.

Если не Господь бы был в нас, никто из нас не смог бы против вражьей брани устоять. Побеждающие же здесь возносятся.

Надеющиеся на Господа врагам страшны и всем дивны, так как небесное видят.

Не того боюсь, что в землю, Владыка Христе, возвращусь: Ты же из земли возвел меня если забвенного, благоутробия ради многого, к высоте нетления воскресением Твоим.

Ангельские силы на гробе Твоем, и стерегущие омертвели, и стояла Мария во гробе, ищущи пречистого тела Твоего. Пленил если ад, не искусился от него, встретил если Деву, даруя живот: воскресший из мертвых Господи, слава Тебе.

Всегда прославлять имя Твое, Господи даруй нам! Сего просит Георгий непотр раб.

Сего дня Св. 33 мучеников в Милитине, и Преподобного Отца нашего и Чудотворца Лазаря, в Галисейской горе постившегося.

Мученицы Твои, Господи, во страданиях своих венцы прияли нетленные от Тебя Бога нашего: имея же крепость Твою, му­чителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости: тех молитвами спаси души наши! Бденными молитвами, течении слезными столп омочил если, и из глубины воздыханиями, во сто трудов уплодоносил если, и был если пастырь, всем подавая про­щение: Преподобне Отче наш Лазаре, молись Христу Богу, спастись душам нашим.