«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Умом и мыслию пишу и к сердцу слово приношу: обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения (Пс 114, 6). Что воз­дам Господеви о всех, яже воздаде ми (Пс 115,3)? Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение (Пс 117,14)...

Что же далее открывает? Помянух Бога, и возвеселихся. Вот что возвещает нам Псалмо­певец... Память Божия веселит сердце...

А уныние и грусть от чего бывают? Ко­нечно, от произвольного уклонения сердца в память суетностей во зле лежащего мира...

Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. Приятно ли вам это повторение?

Ищущим прежде всего Царствия Божия прочее само прилагается Промыслом всемогу­щей десницы душе, верующей во истину.

Июня 3-го, 1831 года

2.237. Марии Петровне Колычевой

К сердцу сердцем извещаю, слово Божие вещаю:—сладости пию в горести моей.

Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя пред сы­ны человеческими...

„О коль блаженни бояпцеся Господа! Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда возвах к Тебе... Господь не оставляет взывающих к нему: Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя". Видно из сего, что во всякое время от обдержания скорби прибежище Господь.—„Рцы души моей, спасение Твое есмь Аз".—Это взывание души, уповающей на Господа. „Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его". Душе вся радость и веселее — Господь. „Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою, и в селения Твоя"... Вразумляющий свет и ис­тина вводят душу в небесное отечество. — Вскую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему: спасение лица моего, и Бог мой". Душе в прискорбии и смущении одна надежда—Бог. „Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль". От всякого страхования заступ­ление—Господь.—„Яко Той есть Бог наш во век и в век века! Той упасет нас во веки". Пища и питье души и един­ственное несомненное упование—Бог. „Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучался". Помышление о временных и вечных есть свойственное душе поучение во всякое вре­мя.—„Яви нам Господи милость Твою, и спасение Твое даждь нам". Просящим милость и спасение дается от Господа.—„Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя". От ада избавляет душу един Господь.—„По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твои возвеселиша душу мою". Посему единственно утешения Господни возвеселяют болезненную душу и растворяют ее. „Сеющии слезами ра­достью пожнут"!

Июня 16-го, 1832 г.

2.239. Марии Петровне Колычевой

Слава Богу о всем! Любовью убеждаюсь ради Господа все­гда помнить и писать вам искреннюю мысль сердца моего. Теперь я говорю с собою: пред­ставь себе все обстоятельства свои и проникни в них — какое начало? какое следствие и какой конец им будет?.. Воля Божия да будет! По не­котором времени все окончится... Еще пред­ставляю, что все видимое телесно; оно пременяется и скоро исчезнет; невидимое же духовно: оно ныне верою приемлется и вовеки пребывает. Избрать то или другое есть дело из­воления самовластной души; и кто что избира­ет себе разумно, к тому и сердцем склоняется, того и ищет всеми средствами, всем желанием сердца своего...

Дай, Господи, всегда избирать Тебе угодное и нам полезное! Размышляю, что есть поистине избираемое душою моей: изобилие ли земных наслаждений, чтобы на всяк день ве­селиться и принимать новые утешения до самого конца жития моего? О нет! Это обман чувств и кратковременная прелесть сего мира; да бу­дет сие чуждо моему сердцу!