«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

„Прискорбности ради Христа сносить должно. Бедствия нам не вредят. Бедствия для нас нужны. Любящим Бога вся поспешествуют во благое. Любовь пред всеми себя унижает. Человеческая любовь ненавистью и завистью наполнена; а Божеская всякого преступления чужда. "Помни это!" Так я говорю душе моей, чтобы не забыла.

Февраля 27-го, 1831 г. 

3. 226. К А.Ф.А.

Послушай, возлюбленная сестра о Господе, что вопиет душа, желающая Бога: «Боже, свете сердец видящих и животе душ, Тебя любящих; крепосте помыслов, Тебя ищущих! Даждь ми прилепитися святой Твоей любви! Прииди, молю, в сердце мое и от изобилия радости Твоея напой его, да позабуду сия временная».

Спасайтесь о имени Христове!

Января 20-го, 1834 года 

3. 310. К П.И.А.

О, Ангел мой!

Пребудь со мной

До самой смерти,

До самого конца!

И дай мне победить и стереть

Злохитрого льстеца.

Да просветится тобою во мне имя Христово! Вот мой вздох к Св. Великомученику Георгию.

23-го Апреля, 1831 г.

3. 365. К П.И.А.

И вздох, и слово, и самую тайную мысль сердца Сердцеведец Бог слышит, и хощет всем спастися, и повелевает просить у Не­го всего, что сопровождает нас к вечному спа­сению... Будем же молиться Ему: Господи, по милости Твоей благоволи устроити о нем, как угодно пред Тобою, и внуши благую мысль сердцу, внемлющему слову Твоему, что подо­бает творити в сие настоящее время к благоугождению Твоему. Даруй мне разуметь волю Твою и последовать заповедям Твоим.

Помолитесь и Покровительнице ва­шей — Матери Божией, и что дастся вашему сердцу, то и исполните.

23 августа 1835 года

О духовной мудрости

2. 35. Марии Петровне Колычевой

Господи Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, отверзи ум мой разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси.

О духовной мудрости.

Знаки духовного любомудрия: тщатель­ное поучение в слове Божием, искание совета у разумных и благочестивых людей. Любление наставления, наказания, полезного совета, об­личения. Рассуждение о дивном Промысле Бо­жием, о правде и милосердии Господа. Частое воспоминание о смерти и о последующем за оною, то есть о Страшном Суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечности. Презрение мира. Паче всего молитва, без кото­рой духовная мудрость обрестись не может. Иаков апостол глаголет: яже свыше премуд­рость, первее убо чиста, потом же мирна, кротка, благопокорлива; исполнь милости и плодов благих, не сомнительно, не лицемер­на (см.: Иак 3, 17). Она боится Бога и любит Его, от суеты мира отвращается и к единому при­лепляется Богу. Все позволенное, как то: пищу, питие, одежду и прочее — со страхом употреб­ляет ради нужды, а не ради роскоши; приклю­чающиеся беды и напасти великодушно пре­терпевает, послушливу себя Богу и человекам ради Бога показывает. Ей не тягостно все то делать, что Богу угодно, и от всего уклоняться, что Ему противно. Гордости, зависти, вражде, нечистоте, сребролюбию и прочим душевным язвам нет в ней места; она любит всех без разбору, со всеми простосердечно и чистосердечно об­ходится; что словом объявляет, то и внутрь се­бя имеет; что обещает словом, то исполняет де­лом, когда нет никакого препятствия; ей запи­ски не нужны в договорах: слово, ею сказанное и другими слышанное, то ей твердая запись. Видит страждущего брата — и сама с ним серд­цем состраждет; требующему помощи помога­ет; о всяком злополучии ближнего болезнует и благополучию радуется; с плачущими плачет и с радующимися радуется.

Все это святителем Тихоном изнесено от священного сердца. Георгий.

2.231. Марии Петровне Колычевой