«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

2. 35. Марии Петровне Колычевой

Господи Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, отверзи ум мой разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси.

О духовной мудрости.

Знаки духовного любомудрия: тщатель­ное поучение в слове Божием, искание совета у разумных и благочестивых людей. Любление наставления, наказания, полезного совета, об­личения. Рассуждение о дивном Промысле Бо­жием, о правде и милосердии Господа. Частое воспоминание о смерти и о последующем за оною, то есть о Страшном Суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечности. Презрение мира. Паче всего молитва, без кото­рой духовная мудрость обрестись не может. Иаков апостол глаголет: яже свыше премуд­рость, первее убо чиста, потом же мирна, кротка, благопокорлива; исполнь милости и плодов благих, не сомнительно, не лицемер­на (см.: Иак 3, 17). Она боится Бога и любит Его, от суеты мира отвращается и к единому при­лепляется Богу. Все позволенное, как то: пищу, питие, одежду и прочее — со страхом употреб­ляет ради нужды, а не ради роскоши; приклю­чающиеся беды и напасти великодушно пре­терпевает, послушливу себя Богу и человекам ради Бога показывает. Ей не тягостно все то делать, что Богу угодно, и от всего уклоняться, что Ему противно. Гордости, зависти, вражде, нечистоте, сребролюбию и прочим душевным язвам нет в ней места; она любит всех без разбору, со всеми простосердечно и чистосердечно об­ходится; что словом объявляет, то и внутрь се­бя имеет; что обещает словом, то исполняет де­лом, когда нет никакого препятствия; ей запи­ски не нужны в договорах: слово, ею сказанное и другими слышанное, то ей твердая запись. Видит страждущего брата — и сама с ним серд­цем состраждет; требующему помощи помога­ет; о всяком злополучии ближнего болезнует и благополучию радуется; с плачущими плачет и с радующимися радуется.

Все это святителем Тихоном изнесено от священного сердца. Георгий.

2.231. Марии Петровне Колычевой

Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Из 4-й беседы Василия Великого повторяю: „Душа, желанием прилепившаяся к своему Творцу и Его красотою обыкшая услаждаться, величайшую сию радость и услаждение никогда не променяет на все различные плотские вожде­ления, а напротив, в чем другие находят скуку, от того умножается ее веселье. Таков был Апостол, который охотно желал быть в немощах, в скорбях, во изгнаниях, в бедах и теснотах; от чего ныне люди сетуют и жизни отчуждаются, о том он веселился". Это потому, что он ясно видел, как скоро все временное проходит, и пройдет, и настанет вечное, и будет радость неизреченная без конца. Всели в мя, Гос­поди, страх Твой в сердце мое: это корень благих дел; и сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления— и творити во всем волю Твою. Господи! покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей и от всякая иныя неподоб­ныя вещи.

Приятно поздравляю вас с радостью Ангельскою—с наступающим Великим постом. Ублажаются те, которые благовременно приготовляют себя к оному не с унынием, но с приятным вожделением.

Января 31-го дня, 1832 г.

2.297. Екатерине Васильевне Даниловой

Скажите мне, в каком разуме вы на­зываете жизнь тяжким бременем? Жизнь есть истинное познание чрез видимый мир невиди­мого Бога, научающее нас чрез постижимые вещи разуметь Его непостижимость и видеть Его преблагое снисхождение ради нашего спа­сения... Сердечное ощущение чистой радости и утешения есть дар небесный от Господа!

Благородное чувство любви состоит в том, чтобы любить ближнего, как себя, и куп­но радоваться о Господе!

Мая 12-го, 1835 года