«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
3. 24. К Н.М.С.
Книги ни от кого не скрыты; спасайтесь по ним, желающие спастись. Иисус Христос хощет всем спастися и в разум истины прийти. Спасение — премудрость! А начало премудрости страх Господень (Притч 1,7; Пс 110, 10). Кто не имеет страха Божия, тот не может разуметь и истины.
Многие читают, как орехи перебирают,— один только шум делают, но не грызут. Слово, как орех: его надобно раскусить крепким и острым зубом — то есть здравым разумом, и видеть, есть ли ядрышко; ведь много есть пустых, гнилых; для этого надобно иметь глаза чистые,— то есть ум, который может видеть гнилые и пустые слова и отвергать их прочь! И все это — одна только наружность и виды, но еще до внутренней силы не дошли. Надобно вкусить то, что кажется хорошо и приятно по видимости,— на это нужно иметь простой и здравый вкус, то есть простое сердце и беспристрастную мысль. Как ядрышко бывает по наружности хорошо и думается быть сладко, приятно, вкусно, но лишь только вкусишь, ан горько! — так и при чтении книг: сочинение кажется хорошо, слог приятен, слова мягки, содержание нарядно, объяснение красиво. Кажется, не расстался бы с таким утешением, даже чувства тают! Но лишь только опытным смыслом вкусишь — ан тут ересь, вся испещренная священными словами и по видимости соглашенная с догматами.
Вот в этом-то неискусный ум пленяется, любезная сестра моя, и набивает полную голову подложною святостью, как неискусный простачок свой кошелек фальшивыми монетами: он тоже собирает вместо золота и серебра ядовитую медь и непотребное олово. Яд в меду приметен ли? О нет — он прикрывается сладостью и прельщает вкус наш.
О горе мне сластолюбцу! Много, много повреждаюсь чувственными утешениями!
Уклонение к земным отлучает от небесных, а отвращение от оных и скорбное терпение сближают с Царствием Божиим. И кто не ищет прежде всего Царствия Божия, тот ничего не найдет. Члены, покоящиеся в земных наслаждениях, не могут быть членами Главы, увенчанной тернием. Здешняя наша жизнь конечна и маловременна; но мы в забвении самих себя живем, как бессмертные!
Представьте себе: вот теперь вы читаете сии строки, или действительно невидимая душа ваша беседует с моею душою, и так мы оставляем сердечный разговор о спасении; и ежели бы не изменилось сие, то и остались бы вечно в сем состоянии; подобно и последняя минута жизни, в чем кого застанет, в том и представит на Страшный Суд! Спасайтесь о Господе! Любовь прощает множество грехов! Готовьте сердце ваше к приятию Христа! Да укрепит вас святой Ангел в смиренномудрии и кротости. Помяните и мою худость пред Господом!
Вас благодарящий за усердие —
непотребный раб Г...
22 марта 1824 года
3. 83. Е.П.
Вот что пишет Святитель Христов Тихон: „духовная мудрость во всем разнится от плотской или мирской.
Так и в прочем духовная мудрость плотской противится".