«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
16-го Ноября, 1824 г.
3. 126. К А.Т.Б.
Ради Бога успокойте смущаемую сомнениями NN и скажите ей: „и подумать нельзя, чтобы Солнце правды не светило вам, как и прочим; только можно думать и видеть, что не все равно принимают Его озарение; но каждый по изволению своему верою просвещается, или неверием помрачается: когда тьму предпочитают свету, тогда предпочитающим кажется свет тьмою, а тьма светом, и не стыдятся черное называть белым. Не удивительно, когда от рождения слепой только ощупью познает вещь; и если другой неведущий, подобный углю, скажет ему: посмотри, какой я белый, он на то соглашается, и оба они в такой уверенности и остаются без понятия о белизне. Подобно страждут и мудрствующие земное: один другому предлагает подробности исследований своих, и говорит: смотри, как ясно! а тот ему не верит: но оба не видят, что суетное мудрование их сокровенно им готовит вечную тьму. Так разум кичит, а между тем нуждающиеся в назидании претерпевают недостаток. Надобно разум покорить слову Божиему и отвести в плен послушания Христова, чтобы смириться и терпеть". — Обратимся от них к любезно назидающей любви Иисуса Христа. Душа есть существо простое и не может делиться на части, чтобы служить и Богу и миру: в том или другом пребывает вся. Небесный рай вечного веселья, или преисподний ад бесконечных мучений — каждому воздастся по делам его. Верные, уповающие на милость Божию, за добрые дела свои вознаграждаются; грешники же обращением от грехов и истинным покаянием спасаются.
Я приятно о вас известился, что сердце ваше имеет наклонность к уединенной жизни: что же это, если не внутреннее звание и убеждение души вашей на служение единому Богу?— Должно решиться и предпринять приличные меры, по установлению благоугодивших Богу Святых Отцов, славословимых по воле Божией Православною Церковью. Не надобно сомневаться: удаление себя от многолюдства и случаев ко греху будет первым шагом ко спасению и началом спасения души. Да призывается, на место многих помышлений, в сердце вашем имя Господне сими словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную: вразуми, наставь и оправдай мя. Сообщающий вам сие, милостью Божиею
Георгий непотребный раб.
Января 21-го, 1827 г.
3. 128. К А.Т.Б.
Я уверен, что простое сердце удобно к принятию истин небесной философии; только [сердце] мнящееся себе быти мудрым не видит, как заграждает само к себе вход святой мудрости любимыми прилогами помышлений.
Когда немоществую, тогда силен есмь о Господе,— сознается святой Павел (см.: 2 Кор 12,10). Требуется исполнение заповедей Божи-их, требуется и уничижение самих себя, чтобы во всех был всем действуяй Бог!..
Можно ли похвалиться незлобием своим, когда довольно и одного вспыльчивого нрава на пожжение всех прежде соделанных добродетелей! От искры недалек переход и до большого пламени, которым истребляются большие города...
Мы стремимся к вечности, да пламенеют мирные сердца наши, только в тебе единой, о любовь святая, простая, премирная, вечно непорочная!
Недостойный Георгий
Февраля 20-го, 1827 года