«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Не могу опустить и 4-й стишок: „Представши, небесные Ангелы посреди темницы, тебя светом осияли, от болезней изымая, и как Божью агницу, прославляя". Простоты славянского слова и изречений прежде я чуждался, а ныне ими пленяюсь и нахожу, по милости Божьей, в таких изречениях сокровенную манну, для бессмертной души бессмертную пищу. Желал бы услышать: нравится ли вам эта небесная пища—святая простота?
Да утешит вас Ангел небесный! 16-го июля, 1824 г.
2.71. К М.П. Колычевой
В сей день, памятуемый церковью, 14000 младенцев посвящаются Младенцу Христу, погашая текущею кровью разгоревшуюся злобу Ирода. Вот первые жертвы за имя Христово, начало Св. Мучеников! …
2. 191. Марии Петровне Колычевой
Полсотни витийствующих мудрецов поражаются словом единыя Екатерины: ее премудрость—Христос! Святая Великомученица, презирая красоту свою и временную жизнь, приобретает полк мудрых, и самую царицу присвояет Христу, и купно с ними преселяется от прелестей мирских в царство вечной любви и радости! Какое славное было зрелище для Ангелов и человеков, когда премудрая царевна явилась на суд, обличила суемудрие надменных философов самым кратчайшим словом и, победивши их в конец, восставила небесным учением к свету истинной веры. Слава Богу о всем.
Ноября 24-го, 1829 г.
2.238. Марии Петровне Колычевой
Ныне Св. Церковь приносит похвальную песнь пред Господом Св. мученику Леонтию: „Мученик Твой, Господи, Леонтий, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости: того молитвами спаси души наша".
Кондак.
Мучителей посрамил еси лукавая коварства, и Еллинов обличил еси безбожное служение, возсиял еси благоразумие всем человеком ученми благочестия, благомудре Мучениче. Сего ради твою память почитаем любовию, премудре Леонтие.
Из жития 117 стран.
Св. Леонтий ищущим его, когда спросили, как имя ему, отвечал: „о имени моем пишется в книгах сице: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Подобает бо мне попрати льва-диавола—врага невидимого, змия же игемона— врага видимого: на советники же и теплейшие бесов служители, яко на аспиды и василиски, наступити: и егда буду над всем полчищем левских торжествуяй, тогда от дел явится светло имя мое." Потом, угостивши врагов своих, как любезнейших приятелей, изобильною трапезою, объявил себя, что он тот самый Леонтий, которого они ищут. Ужаснулись воины добродетельного мужа, пали к ногам его и молили о прощении их, называя его рабом Бога Всевышнего, и сами пожелали и сделались христианами. Какая была радость в этот час воина Христова—о пременившихся язычниках в христианство, никакое перо описать не может. Такая радость превыше всех радостей земных!
Июля 18-го, 1832 г.