«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

„Крепость моя и пение мое Господь, и будет мне во спа­сение!" — Что же далее открывает Пророк? — Помянул Бога,— и возвеселился. Вот что вещает нам Псалмопевец: па­мять Божия веселит сердце... А уныние и грусть от чего бы­вают? — Конечно, от произвольного уклонения сердца в па­мять суетностей во зле лежащего мира... Обратись, душа моя, в покой твой, яко Господь благодействовал тебя…

3. 320. К П.И.А.

Чтобы с радостью исполнять правило Св. молитв, угождая Господу, надобно оставить все то, что опечаливает Господа. Грустно ли будет, или скука нападет, и помысел скажет: позови кого-нибудь к себе поговорить: — не нужно слушать та­кого помысла; лучше утвердиться терпением и сказать себе: этого ли я не хочу потерпеть ради Господа моего? Как же Го­сподь мой ради меня потерпел! Дай ми, Господи, терпеть с радостью ради имени Твоего, что бы ни приключилось. С любо­вью читайте Псалтирь, и придет вам утешение от Господа.

7-го Февраля, 1832 г.

3. 343. К П.И.А.

Укрепляйтесь о Господе в смирении для спасения вашего, и не изнемогайте унынием и не принимайте неподобающих помыслов, находящих на сердце ваше; но радуйтесь, что вы промыслом Божиим отлучены от многомятежной жизни и пре­лестей суетного мира сего. Ваше пребывание здесь, в монасты­ре как в дому Божием, где только о том и прилежат, чтобы угодить Господу, день и ночь поют и славословят имя Божие, подобно Св. Ангелам. Станем искренне молиться о том, да будет как на небеси, так и на земли, во всем воля Божия; и яко же Господу изволися, тако и бысть... Востани спяй, воскресни от мертвых и осветит тя Христос!.. Читайте акафист Иисусу Христу и Богородице и канон Св. Ан­гелу Хранителю—и милостью Божией отступит от вас уны­ние и тьма, утомляющая душу. „Господь просвещение мое и Спа­ситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?" Прочитывайте от находящего уныния и этот псалом. Берегите себя от пустых разговоров и неподобающих суждений: имже судом судите других, судится и вам. Буди вам ради Господа на сердце одна добродетель, и отступит от вас всякая тьма, и неправда, и лесть, — и свет Христов просветит вас, и исполнится сердце ваше неизреченный радости и веселья. Прошу вас читать книгу: Православное Исповедание—о истинной вере, о истинной надежде, о истинной любви! Итак, очень утешительно будет вам произносить от всего сердца сии слова: да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Се есть истинная радость!

2-го Марта, 1833 г.

3. 359. К П.И.А.

Приближается Великий пост — умерщвление страстей, просвещение души, радость Ангельская, милость Божия и отпущение грехов кающимся грешникам, обращающимся ко Господу с сокрушенным сердцем и с упованием на призывающего к Себе труждающихся и обремененных на вечный покой. Радуй­тесь о Господе, а не унывайте; вы сами знаете, что в унынии нет спасения: уныние помрачает душу и расслабляет чувства. Зачем унывать? Прочь уныние! — Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Молитесь, трудитесь, пойте, чи­тайте, все во славу Божию творите—утешайте себя и говорите все, что душу наставляет и к царствию Божию ведет. Тогда самым делом уверитесь, как вся ваша душа покроется мир­ными мыслями, и сердце ваше возвеселится, будучи объято не­изреченною радостью о Христе Иисусе.

30-го Января, 1835 г.

О Писании

2.26. К М.П. Колычевой

Любезное упражнение ваше в созидании святого храма меня утешает неизреченно. А об истине нас уверяет и самая со­весть. Отвергающие Св. Писание и противящиеся оному говорят против совести и не могут быт покойны. Мне было также внушаемо это деистическое умствование. Я потребовал удостоверения, на чем они утверждают такое глупое мнение, или по­чему почитают себя мудрыми, когда только принимают то, что в руках своих ощущают, прочее же не понимая, отвергают. Но лжемудрые не могли представить никаких твердых доказательств. Итак, ложь всегда будет лгать на истину. Помнится мне, издана и выпущена в свет ручная книжка на опровержение лжеумствующих деистов, перевод с английского.

Вы пишете: „достойно жалости, как телесная нечистота ослепляет душу". О драгоценное выражение! оно ободряет хранящих целомудрие и чистоту.