«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В 6-й заповеди повелевается не убивать никого злобою: ни словами, ни делом.

В 7-й заповеди повелевается не прелю­бодействовать, но иметь чистосердечную лю­бовь и хранить целомудрие.

В 8-й заповеди предписывается ничего не красть, но поступать во всем праведно, от­кровенно и благочестиво.

В 9-й заповеди предписывается не про­износить, не слушать и не принимать никакого ложного свидетельства на другого.

В 10-й заповеди предписывается не по­желать ничего такого, что принадлежит дру­гому.

Из учения Христова видно, что ублажа­ются: 1) нищие духом, то есть не гордые, не высокомудрствующие, но сами себя смиренномудренно уничижающие; 2)  плачущие о грехах, не смеющиеся и не утешающиеся в забавах мира сего; 3) кроткие: нестроптивые и немутящиеся; 4) алчущие и жаждущие правды: уклоняющиеся от лжи и от всякого лукавства; 5) милостивые, сострадательные к страждущим и усердно слу­жащие на пользу другим всем, чем только мо­гут утешить ближнего и оказать в нужде его спасительную помощь; 6) чистии сердцем: не имеющие лукавого помысла, ни злого пожела­ния ни суеверия, ни ереси; 7) миротворцы: из­бавляющие от злобы и примиряющие с Богом во имени Христове каждого человека; 8) изгнанные правды ради: которые всегда говорят истину и страдают за правду Божию со смире­нием; 9) поносимые, уничижаемые и ложно злословимые за Христа или за исповедание Его учения. Таковым следует не унывать, а радо­ваться и веселиться в уповании, что они имеют за это многую мзду на небесех.

Мая 20-го, 1833 года

2.244. Марии Петровне Колычевой

Посылаю вам слово души моей во извещение сердца вашего о великой пользе слова Божия,— искренно прошу вас, не укло­няйтесь от него; оно ныне всего нужнее для вашего благополучия. Вам нужны терпение и си­лы к пренесению всякой скорби и болезни: все сие даруется словом Божиим. Вам нужно во время туги вашей облегчение; оно также дает­ся словом Божиим. И что сильнее слова Бо­жия? Им содержится вся тварь,— небо и земля. Кто так совершенно может исцелить болезни и немощи, как одно только слово Божие? Не мо­гу пожелать вам смрада мертвенности в поль­зование, но животворное слово, возбуждаю­щее мертвых, желаю вам иметь неотступно в памяти сердца вашего; оно приемлется и удер­живается верою. Уведомление ваше о себе мне принесло утешение, что Господь Бог хранит вас на опас­ном пути жизни вашей. Благодарение Господу, во всякое время назидающему нас святым Сво­им Промыслом в жизнь вечную. Мне приятно воспоминать сердцу вашему от души моей, что мы сопутствуем друг другу в прохождении на­шего времени в вечность. Что прошло, того уж нет; и то, что проходим, неприметно скрывает­ся от нас; что помышляем, о чем говорим, чего желаем и ищем — все сие подлежит праведно­му суду и истязанию, ежели не теперь, то по­сле... Господи! умом ли, или помышлением, сло­вом или делом согреших, прости ми. Господи! избави мя от всякого неведения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи! избави мя от всякого искушения. Ваши обстоятельства требуют частого повторения сих молитв спаси­тельных. Вы сами видите, сколь нужно всем нам слово Божие, чтобы в оном пребывать, где бы мы ни находились, и тем спастись от напаствующих, а более от прельщающих забавами, не подобающими истинным христианам, алчущим и жаждущим быть со Христом, егда приидет со славою судить живых и мертвых. Себя и вас поручаю молитвам Святой Православной Церкви и всех святых, прославленных Богом. Прошу смиренным поклоном покровительства Божией Матери, да сохранит нас до конца под Своим материнским покровом, и данный при святом крещении вам святой Ангел Хранитель да пребудет до самого исшествия души от тела, охраняя вас от всяких неприязней.

Июля 11-го. 1833 г.

2. 293. Екатерине Васильевне Даниловой

Слово, утешающее душу, одержимую многими скорбьми, чрез временную жизнь возводит в жизнь вечную, к наследованию небесных благ. Сие Слово есть жизнь души, воскресение мертвых и десница Вышнего; все что есть, сим Словом и пребывает; сие Слово—неизреченный свет, радость и бесконечное веселье! Слово Божие снисходит к смиренной душе и восставляет ее, шедшую в мрак уныния, просвещает ее и наставляет на истинный путь, которым может она войти в царство Божие, соблюдая все, что повелевает ей руководствующее ее слово спасения. Душа, повинующаяся Слову Божию, приемлет его, питается и одевается им, и пребывает в нем, и ра­дуется о нем.—Вся тем быша: небо и земля, видимая и не­видимая; и что бы ни было, все то одним Словом есть и со­держится... Каждый человек словесный подлежит суду сего Слова; оно объявило словесному человеческому роду, что каж­дый из человеков от словес своих или оправдается или осудится… „Савл, гонитель христиан, на дороге в Дамаск, как молниею поражен был словом!—Ослеп, просветился и стал ревнитель сего Слова, которое он всюду возвещавал и проповедовал." Сие слово есть воплощенный Бог Иисус Христос!—Сего послушайте и вам дастся Его обетование, уготован­ное всем любящим Его!...

Вы прочитали святого Ефрема Сирина; а читали ли вы когда святого Иоанна Златоуста?