«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Справедливо называется сей свет тем­ницею, из которой люди, как преступники, один за другим представляются к суду, для выслушания по делам своим от Судии веч­ного определения. Хотя Божие милосердие и призывает нас предупредительным гласом: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11, 28), но люди, следующие собственным побуждениям, про­изводимым в них от зараженных пристрасти­ями чувств, сего Божиего гласа не слышат! Они с удовольствием исполняют свои жела­ния; им нет нужды сообразоваться с волею Всевышнего...

Мудрость надменная не попущает нам оставить ее: когда мы о себе нечто разумеем и мыслим оправдаться пред всеми собственно­стью, тогда она кажется непреодолимою и со­вершенною. Я все сие сам в себе ощущаю и страшусь быть пленником сей скотской муд­рости. Что скот по чувствам своим разумеет, проницает и избирает для себя доброе, то че­ловек, предопределенный к высшим достоин­ствам, предпочитает небу и знанием своим о скотских движениях превозносится. Ибо есть такие натуралисты, кои почитают себя всеведущими, имея только одно скотское ра­зумение.

Простите меня, я заговорился с вами! Желаю вам от искреннего сердца моего по во­ле Божией следовать к вышеестественным со­зерцаниям, кои от Господа бывают явлены смиряющимся и благоговеющим пред Ним ра­бам Его. Легко можно променять земное на не­бесное и временное на вечное, ошибки здесь не будет. Дай Бог превзойти вам земные чувство­вания и покорить все страсти владычествующе­му духу. Буди с нами благодать Господа нашего Иисуса Христа. Ваш недостойный брат, слуга и раб грешный Георгий

Дай Бог вам здоровья; а иногда, по определению Божию, и болезнь бывает в ве­ликую пользу о всем и за все благодарящим Господа. Я все это написал к близкому сердца моего другу, и в братском ко мне расположе­нии не хочу нимало сомневаться. При вере всякое сомнение исчезает; а без веры и спастись невозможно, и разуметь истину невозможно.

Сомнение есть мнение, наносимое от посторонних помыслов, которыми обуревается душа и мятется дух. Великая нам предлежит нужда от сих мятежников охранять свое серд­це и блюсти правое разумение, пребывая во имени Иисусове. По окончании сего мысленно прошу вашу руку и предаюсь дружеской любви вечно! Октября 10-го, 1821 года

1.93. Глафире Петровне

Буди милость Божия с вами, ма­тушка Глафира Петровна.

Пишу вам церковную повесть. Когда святая царица Елена отыскивала во Иерусалиме Крест Господень, найдены были три креста в одном месте; который же из них был Крест Господа нашего Иисуса Хрис­та — недоумевали. На то время несен был тамо мертвец к погребению; остановили его и стали полагать на него те кресты, один по другом, и только что прикоснулся Животворящий Крест Господень, ожил мертвый человек. Ужаснулись, удивились, прославили Господа все, видя воскресшего человека от прикоснове­ния к святому и Животворящему Кресту. Какая радость воссияла тогда в сердцах верующих и как умножилось число веровавших! Прочие же кресты отвергнуты, ибо хотя они и уподоблялись тому, однако были разбойничьи. Сколь­ко и ныне есть подобных крестов! Спасительный же Крест, и путь истинный, и свет озаряющий и просвещающий спасающихся — в жизнь вечную, есть один только.

Смотрите сами, много есть крестов и путей всяких; но истина, и путь, и свет миру есть един Иисус Христос, Бог и Человек, о Немже спасается весь мир. Уклоняющиеся же от Креста Христова уклоняются и от спасения. Мно­гие имеют кресты, но не многие спасаются.

Таинство святого Креста Господня есть Премудрость, Слово и сила Божия, Иисус Христос, Спаситель мира, победитель ада, Ис­купитель человеческого рода и попратель смерти смертью Своею; Он и в смирении Своем непостижим и не объемлется никаким умом, но веруется сердцем в правду, верою приемлет­ся и устами исповедуется во спасение. Не веру­ющий же сему уже осужден есть. Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем безза­кония (Втор 15, 9). А что выше разума, того не ищи подвести под свой разум, да не помрачит­ся в конец, и погибнеши вечно.

Кичливый разум свой необходимо нуж­но пленять в послушание Христово. Хвалящие­ся же каждый идти своим путем, хотя с креста­ми идут, да и с тяжкими еще, только не вслед Христов, и страждут, да не законно подвиза­ются, потому и не венчаются: ибо не взирают на единого Подвигоположника и Спасителя душ Иисуса Христа. И в древнем веке можно видеть, что от всемирного потопа служил один ковчег ко спасению, построенный одним чело­веком, праведным Ноем. Не внимавшие же за­благовременно и не послушавшие проповеди Ноевой вдруг со всем миром потонули за без­закония свои. Можете видеть и ныне, что не ограждающиеся единственным Крестом Христовым и не внимающие со страхом учению Христову и спасению своему произвольно потопают или в прелести сладострастия, или в гордости злонравия своего, будучи к то­му споспешествуемы злым духом, прельщаю­щим ангелом сатаниным.

Соответствуя вашему благонамеренно­му усердию, еще и о том уверяю вас словом Божиим, что в церкви, или в храме Божием, ника­кие посторонние разговоры никак нестерпимы. Всякий, кто бы то ни был, разговаривающий неподобающе в храме Божием, делается про­тивником благочестия и явным нарушителем должного благоговения и спасительного послушания; и когда самые слова, изрекаемые в божественном служении и чтении со страхом Божиим, неуклонно требуют усердного внима­ния и слушания ради приобретения душевной пользы и получения милости Божией. Не труд­но познать, что лукавым духом порабощаю­щиеся не хотят слушать слова Божия и проти­вятся сему…

….Божиею милостью спасению вашему со­участвующий, н. р. Е.

1. 157. Н.П.