«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

О честолюбивых монахинях, сочиняющих на вас безымянные доносы, можно, помолившись поусерднее Господу и Царице Небесной, объяснить все в подробности Владыке и что все сестры ими недовольны, и просить его как-нибудь усмирить их, прибавив к сему, что сами вы усмирить их не в силах (преп. Иосиф, 66).

Дружба

Всякая дружба, не основанная на истинной любви и смирении, а паче (дружба) по страсти, непрочна и разру­шится (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 139).

Я более всего опасаюсь, чтобы ты худым товариществом не повредился. Худой наверно тот товарищ, который назирает жены и пиры, «вино бо и жены многих погубили» (Ср.: Сир. 31, 29), глаголет Писание. Блюди себя от та­ковых, ибо скоро и удобно входят в нас привычки слабые и страстные, отвычка же трудна. Редкие освободились совершенно от худых привычек, по большей же части во страстях оных и жизнь свою кончили на осуждение себе вечное, от чего меня и тебя да помилует Премилосерднейший Господь. Я уповаю, что дух страха Божия в вас есть, которым можете предохранить себя от греха и на­правлять к добродетели (преп. Моисей, 326).

По бытности здесь Д. П. беседовали с ним о пользе душевной. Я со своей стороны не одобрил его ужинов с компанией. Это должно тебе подтвердить и внушить, что таковые похлебства ведут к нарушению общего спокой­ствия обители и не упрочивают жизни занимающихся от­дельным общением, которое святыми отцами весьма не одобрено. Святой Василий Великий в правилах общежи­тия запрещает особые дружества. Господь да вразумит всех во благо и управит жизнь по намерению обрести Царствие Божие и спасти душу от наветов вражиих. Бу­дем с помощью Божиею поправлять себя и каждого, в чем должно, с великодушным ношением немощей немощ­ных и упованием на Господа, исправляющего стопы чело­века (преп. Моисей, 290).

Чтобы быть покойной — не ищи ничьей дружбы! Сиди в своей келье, и та всему тебя научит! Всему, т. е. доброму. А чужие кельи учат всегда всякому злу (преп. Анатолий, 7, с. 66).

Друзья

Сердечно жалею о том, что вы с А. М. не по-прежне­му живете. Конечно, старинные друзья, как старое платье при новом не очень нарядно, но должно воображать, что оно прежде покоило нас и грело, потому презирать оных друзей, как старое платье, не должно, дабы и нашей ветхо­сти кто не презрел (преп. Антоний, 22, п. 187, с. 241).

Дух Святый

...Желаю вам, чтобы Утешитель Дух Святый был вашим благим наставником на всякую добродетель, укреплял в терпении, утешал в скорбях, вразумлял в недоумениях, охранял от поползновений в грех, удерживал язык от празднословия и осуждения, научал страху Божию, воздер­жанию, смирению, любви, бодрости, усердию к молитве и преданности себя во всем в волю Божию, ибо все сие по­дает Дух Святый, Коего смиренно и должны все мы про­сить и молить: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны», и прочее (преп. Антоний, 22, с. 8).

Духа надо держаться. Дух животворит, буква умерщ­вляет. Если видеть в монастыре одну форму, то жить не только тяжело, но ужасно. Держитесь духа. Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие, нигилизм, а все потому, что только одна зубрежка без чувства и смысла. Революция в России произошла из семинарии. Семи­наристу странно, непонятно пойти в церковь одному, встать в стороне, поплакать, умилиться — ему это дико. С гимназис­том такая вещь возможна, но не с семинаристом. Буква убивает (преп. Варсонофий, 5, с. 14, от 22.01.1908).

Духовные беседы

О чем у вас бывают беседы? Если о духовных предметах, то юный юному: «аще и реку учений излиет, не созидает, обои повреждаются», кольми паче ежели будет идти праздносло­вие и осуждение ближних, то какая же из этого может быть польза? Для тебя довольно иметь собеседования с твоими матушками и довлеет ти... (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 287).

Духовная брань