«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

К старцу приходят для того, чтобы сломить свою злую волю и узнать волю Божию. За смиренный вопрос твой Господь откроет отцу твоему Свою волю (преп. Никон, 8 с. 331).

До меня дошли слухи о немирствии духовных детей моих. Враг рода человеческого внушает некоторым мысль, что в случившемся виноваты м. И. и м. А., и они, поддав­шись этой вражией мысли, не только так думают, но и говорят другим. Как духовный отец запрещаю так го­ворить и в случае упорства наложу епитимию. Пусть зна­ют все, что такова воля Божия, пред которой надо сми­риться и благоговеть. Слава Богу за все!.. Сердце мое болит о всех вас, детях моих духовных... А я ожидал, что общая скорбь объединит всех любовью о Господе... Бог есть Любовь. И всякая злоба, какою бы благовидной при­чиной она ни прикрывалась, противна Ему. Противна она и мне... Еще раз прошу прекратить всякие свои догадки че­ловеческие, а потому ошибочные, о причинах нашей скор­би... Прошу и умоляю образумиться... Если смириться и потерпеть нашу разлуку, можно получить большую пользу, а ропотом, неразумным неприятием воли Божией наносится вред душе... (преп. Никон, 8, с. 359—360).

...Хотя телом мы и разлучены, но духом своим всегда вместе (преп. Никон, 8, с. 370).

Старайтесь очищать свои сердца, для этого-то и необ­ходима, как я не раз говорил вам, кроме молитвы Иисусо­вой, памяти Божией, тщательная и откровенная исповедь, а я должен с прискорбием заметить, что некоторые из вас не только не открывают своих недостатков, но даже обма­нывают меня, духовного отца своего, лгут мне... К духовнику надо иметь откровенность и искренность, а не лукавство (преп. Никон, 6, с. 196).

Вопрос: «Как просить прощения?.. Достаточно ли про­сто сказать: "Простите"?» Ответ: «Надо сказать «простите» и ждать, пока в ответ все выскажет отец духовный. Не <спешить> кланяться, как если бы для того, чтобы прекратить выговор, а все выслушать со вниманием» (преп. Никон, 6, с. 275).

Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человека­ми. Вся суть в том, что всякий инок должен сам вступить в подвиг с самоотвержением и сам себя должен понуждать с болезнью сердца на борьбу со страстями. Если же он не будет так подвизаться, то никакие старцы ему не помо­гут. Сказал один угодник Божий: «Старец о нем (учени­ке) молится, плачет, а тот скачет» (преп. Никон, 20, с. 30).

Полное беспечалие бывает при полном послушании, по вере в духовного отца (преп. Никон, 8, с. 308).

...О сем, дочь, не скорби, что вы еще по своей застен­чивости не можете всех чувств своих изъяснить пред моим непотребством, потерпи, придет время, и все ваши жела­ния Премилостивый и Великодаровитый Господь вознагра­дит и утешит утешением неизреченным... (преп. Лев, 132).

...Вы пишете, что вы лишены <нашего> лицезрения и душеспасительных наставлений, но, о дочь духовная, не малодушествуй и не унывай о сем: Всемилостивый Господь всесилен и всемогущ нам навсегда посылать невидимо, по нашему благому желанию, способы и спасительные примеры, и таковых искуснейших старцев силен послать и оными нас утешать и окормлять к благоназиданию душевному, только мы да не ослабеем в нашем намерении и со уповани­ем и благодушием да просим Господа, но и я, окаянный, хотя телом и отлучен от вас за недостоинство мое, а духом с вами неразлучен, но и сими худосложными строками бе­седую с вами, якоже лицом к лицу... (преп. Лев, 187).

Без поддержки, т.е. духовного руководства старца, в монастыре не проживешь. Ты вот про меня говорил дру­гим; что бы я тебе ни говорил, другим не передавай. А если будешь поступать по-своему, то ко мне и не ходи (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 2).

Вопрос: «Как хотелось бы мне пожить поближе к вам!» Ответ: «Нет, уж лучше подальше, а то станешь судить и старца, что не так делает, как кажется тебе» (преп. Амвро­сий, 1, ч. 2, с. 15).

Когда долго старец не берет, и заскорбишь, он скажет: «чтобы я принял, надо быть поблагоговейнее» (преп. Амв­росий, 1, ч. 2, с. 32).

Вопрос: «Всем бы я была довольна, да вы, батюшка, от меня далеко». Ответ: «Ближние мои далече от меня стали. Близко да склизко, далеко да глубоко» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 60).

...Огорчаемый непослушанием некоторых из сестер оби­тели, старец со скорбью говорил: «вот Бог отнял у меня слух и голос, чтобы не слышать, как вы просите благослове­ния жить по своей воле, и чтобы не говорить, потому что не слушаетесь» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 125).