«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Духовный разум

...Молю Бога, да подаст вам истинный разум все встре­чи обращать в пользу и ни от чего не расстраиваться и не унывать, ибо неудивительно то, что иной вознедугует тем, другой — другим, мы все есьмы в бедах. Потребно только себя и ближнего всевозможными способами поддерживать и успокаивать, а главный из всех способ: смиренное обраще­ние ко Господу и возложение своей и ближнего немощи на Его всесильную помощь и спасение. Что невозможно ис­править нам, то, без сомнения, возможно Богу, Которым живем и движемся. Молись о всем и неси все терпеливо (преп. Моисей, 267).

Духовное родство

...Хотя мы на бумаге друг ко другу чернилом событии своих различных приключений подробно не изъявляли, а равно и личного свидания за расстоянием местоположения лишаемся, но милосердием Всемогущего телесно разлучены, но духом и мудрованием духовной любви всегда ощущаем чувство соединения, пользу приятности и чувств тонких же­ланий, дабы видеться, и жаждуем друг о друге слышать паче единокровного своего чада — таковые свойства духовного родства действия (преп. Лев, 239).

Духовное руководство

Вы пишете, что от московских отцов такой пользы не находите, какую ощущаете от пустынных. Это может быть потому, что и пророки во отечествии своем от своих ни чести, ни доверия не имеют, а посему не они виновны, а те, которые без веры ищут пользы. Есть люди смиренные, которые от всякого отца что-нибудь полезное усваивают, а также есть люди и несмиренные, которые не только живым, но и отшедшим, то есть прославленным отцам Святою Церковию, не во всем доверяют (преп. Антоний, 22, с. 241).

А если случилось вам искушение против Евангельской матери своей (монахине при постриге дается восприемница, именуемая Евангельской матерью, так как он совершается пред Евангелием и Крестом), то и я скажу, что это самое тяжкое искуше­ние, которого тяжелее не может быть ничего! Но в этом вина — ваше нетерпение и неискусство в обращении. Ког­да бы вы научились в лице Евангельской матери своей зреть лице Христово, тогда бы вы благоговели к ней, любили ее и повиновались во всем, а без этого чувствования вы бегае­те к ней, нисколько не размысля, вовремя ли идете? Не почивает ли матушка? Не молится ли? Не читает ли? Не занимается ли каким нужным обительским делом? И если матушка скажет вам: «Приди, душенька, после, мне теперь некогда с тобою говорить!» — вы, нахмурившись, уходите недовольными в свою келью, в которой беретесь за перо и бумагу и пишете страницы две или три объяснений разных, в ропотном духе и в недовольном, на разные разности, и просите матушку все это прочитать и успокоить вас. Како­вое объяснение ваше похоже на дерзость, а не на смирение Христово, и если оно будет всегда продолжаться так, то душа ваша никогда покойна быть не может, и вы, живя в тихом пристанище, как будто среди пучины морской, будете обуреваться всегда и захлебываться от слез. От чего да сохранит вас Господь Бог и да поможет вам положить начало благое (преп. Антоний, 22, с. 246—247).

...Ничего не ищи, кроме Царствия Божия, а прочее все духовная мать твоя, яко имеющая слово, т. е. отчет воздать о тебе Самому Христу Богу, даст тебе и без прошения, ибо ее святая душа привязана к твоей — святою любовью. Она гораздо более печется о полезном и спасительном для вас, нежели вы. Чему верьте без сомнения (преп. Антоний, 22, с. 268).

Вопрос: «Как управлять ему (настоятелю Калужской Тихоновой пустыни о. игумену Геронтию) и назидать вру­ченные ему от Бога словесные овцы?» Ответ: «...По мере только веры вашей предложу вам возложить себя и вас окружающих Всемогущему Господу и всемилосердой Его воле, поелику Самим Спасителем сказано в Святом Евангелии: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5)... Также прошу вас и молю, как и прежде вам советовал, — не быть тонким истязателем, но всячески держаться умеренности. Что потребует исправле­ния - действия употреблять с рассмотрением и долготер­пением» (преп. Лев, 12, с.78).

Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь - свой своего всегда найдет (преп. Лев, 12, с. 63).

Если не можешь иметь полного духовного отношения, то держись исполнения Евангельских заповедей Христовых, и этого будет для тебя достаточно. Еще держись совета Варсануфия Великого: «аще оставиши волю свою созади, на всяком месте обрящеши покой». Наконец, держись древ­него церковного слова: спасаяй да спасет душу свою. Вни­май себе, и будет с тебя. А другие — как хотят. Дела, которые не от тебя зависят, предоставляй собственной воле каждого и предавай все это суду Божию (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 185).

Хотя враг по видимому и правду говорит тебе, что я ничего опытом не прошел, а объясняю вещи только по тому, как читал в духовных книгах, но эту мнимую бесовскую правду нужно тебе отвергать, во-первых, потому, что Сам Господь заповедует нам испытывать писание, глаголя во Евангелии: «испытуйте писания, яко вы мните в них имети живот вечный» (Ин. 5, 39). И преподобный Нил Сорский советует не делать ничего такого, на что не нахо­дим свидетельства в Святом Писании, ни в писаниях свято­отеческих, хотя бы нам это казалось и очень полезным. Во-вторых, должно бесовское правдоподобие отвергать потому, что бесовская по видимому правда вреднее самой лжи, как и самое хорошее питье, растворенное ядом, вреднее испор­ченной воды. Бес, как бы что ни внушал правдоподобного, внушает это с коварством, чтобы смутить и спутать чело­века-христианина: и бесовское правдоподобное внушение растворено всегда ядом злобы и зависти. По этой причине и апостол Павел отверг по видимому справедливые слова пытливого духа, как означено это в Деяниях. В-третьих, Должно отвергать бесовские внушения касательно духовно­го отношения и потому, что ничем вражий помыслы так не угашаются, как исповеданием оных духовному отцу. А что худшие исправляют иногда лучших себя, этому видим пример в «Прологе», как обыкновенный диакон исправлял в ошибках по неведению такого святого пресвитера, которо­му в служении видимо предстоял Ангел Божий, чистоты ради его. Правду сказать, что мне не следовало бы учить лучших себя ради непотребства моего духовного, но мне жаль тебя, когда вижу, что враг тебе очень досаждает своими злыми кознями, и этою жалостью побеждаюсь и убеждаюсь объяснить тебе такие вещи, которые выше меня (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 17)

...Девушке, о которой спрашиваешь, лучше всего мо­жешь читать отеческие книги, а поменьше толковать. Спер­ва можно дать ей Авву Дорофея, а потом Марка Под­вижника. Принимать же можешь с условием, только не говори: если будет тебя слушать. А говори так: если хочет принимать отеческое учение, то может приходить, а если учения святых отцов не хочет принимать и если будет продолжать спорить, то чтобы не приходила, потому что такие пустые споры и у тебя отнимают понапрасну время, и тебя расстраивают, и ей самой бесполезны... (преп. Амв­росий, 23,ч. 3, с. 27-28).

...Еще о ходящей к тебе девице. В обращении с нею держись опытного святоотеческого совета: утопающему не давай руки, а подавай только жезл; если в силах будешь извлечь его из глубины, то хорошо, если же сил твоих недостает, то оставь в его руках жезл твой, а себя сохраняй от потопления. Разумей глаголемое. Если ты от беседы с нею расстраиваешься, то как можно удаляйся, всячески воз­держиваясь от беседы спорливой. Кто не хочет слушать слов Святого Писания, того спорами не убедишь, а лишь себе повредишь и расстроишь. Апостол говорит: «если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор. 11, 16) (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 28).