«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ближе всего в ней гнездится тщеславная ревность, что­бы ты более с нею занималась, нежели с другими. Такая глупость чаще всего встречается. А ты старайся подобные вещи презирать; услугу потребную принимай, а на другое не обращай внимания (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 84).

...Что мне советовать тебе, когда у тебя и кроме меня много советников. О мелочах спрашиваешь, а важные дела скрываешь и решаешь сама, так что мне остается только придакивать (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 99).

Спрашиваешь, не жить ли тебе со старою монахинею, чтобы спрашивать ее, как что делать, и с нею читать прави­ло, и думаешь, что тогда успокоишься. Но это заблуждение. Пути человеческие различны, и если будем смотреть на других, как они живут, и им подражать, то из этого выйдет одна путаница, приводящая к осуждению, а каждый должен о себе спрашивать отца своего духовного, к кому относит­ся, и поступать согласно с этим. Монахиня, с которой ты стала бы жить, меня не знает, — а ты относилась и отно­сишься к моей худости: что же бы вышло из вашего купножития? Она бы тебя спутала, а ты бы ей досадила. Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в сообращении с ними познавать душевные свои немощи и смиряться перед ближними. А это можешь делать и не живя со ста­рицею: и без этого можешь из разных случаев и от разных людей познавать свои немощи и поучаться кротости, и сми­рению, и терпению (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 101).

Письма твои... получил и, прочитав последнее, немало удивился тебе. Сама решительно не желаешь принять пред­ложение Г.; пишешь, что у нее в доме ничье здоровье не устояло, что присутствие твое там ни к чему не поведет, что у тебя ни сил, ни терпения нет жить с нею: и между тем ей отвечала, что не можешь согласиться на ее предложе­ние, не попросивши моего совета или благословения. Благо­словить тебя идти к Г. не могу, потому что ты сама этого не желаешь, а сказать, что я не благословляю, значит брать на себя неудовольствие ее за отказ, между тем как на это твоя собственная воля. Стало быть, ты сослалась на мое бла­гословение только ради отговорки. Разве для этого суще­ствует духовное отношение? Если поступать так, то из этого выйдет одна путаница и нарекание на духовное отношение. Вот тебе замечание, вперед так не делать. Если не хочешь куда поступать, то находи собственные отговорки, не ссылаясь на постороннее благословение, ко­торое испрашивается тогда, когда человек не решается предпринимать что-либо или недоумевает в чем-нибудь и просит совета, как поступить (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 181-182).

Духовный сан

При сем вспомнил я сказать, чтобы ты против братии не унижал слишком своего сана. Он должен быть ува­жаем соответственным послушанием и повиновением к по­рученному тебе от Пастыреначальника полномочию (преп. Моисей, 269).

Как же можно смеяться над духовным лицом? Ну что ж, что плохо служит? Все-таки на нем благодать. Он носит сан. Нельзя, нельзя смеяться! (преп. Анатолий, 9, с. 92).

Духовные советы

Если ходят сестры и спрашивают что, то не надо отка­зывать в должном и полезном совете. Но больше внушай им, чтобы имели послушание, смирение и отречение своей воли. А без этих добродетелей никак не спасутся. Много молиться или больше других поститься никак не советуй, но чтобы себя держали, как и все. От самочиния и от не­умеренных подвигов только смущение и вред происходит, а не польза. К себе не зови для совета и наставления, а если кто спрашивает, то не отказывай (преп. Иосиф, 99).

Духовный человек

<Духовный человек> сразу понимает человека духов­ного, равно как и душевного, и человека плотского. Подобно тому, как человек высокообразованный понимает такого же образованного человека, равно как малообразованного и несведущего, сколько бы последние ни ухищрялись укрыть недостаточность своего образования и свое невежество, но иногда в одном слове обнаруживают себя пред ним, и он посмеивается над ними. Иной весьма много читал, но без руководителя, без определенной системы, как, например, в учебных заведениях, и от сего многочтения больше повре­дился умом и сердцем. Правильно образованный человек и такого всезнайку также оценит с первого разу. Так и ду­ховный человек понимает и дает надлежащую оценку чело­веку, теоретически изучившему христианство, но без духов­ного постижения его истин (преп. Варсонофий, 4, с. 13).

Душа

...Душа-то больше тела: тело поболит, да и тем кончится, а душевная-то болезнь простирается в вечность; избави нас, Господи, от сей болезни и даруй исцеление (преп. Макарий 24, т.4, с. 441-442).

Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, т. е. на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно. Главное — держись Иисусовой молитвы, иногда устами, а иногда умом. Это со временем слюбится, а вна­чале, правда, иногда бывает и трудно (преп. Анатолий, 7, с. 261-262).