«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ты воображаешь теперь, что примерами монастырских ты скорее возбудишься к покаянию, но я тебе говорю, что для тебя первая стрела вражия предстанет, — видеть их недо­статки и зазирать их, пока не увидишь своих немощей и страстей. Не все совершенны, но чрез несовершенных-то и совершенные бывают, и паки те в свою очередь очищаются другими. Каким бы образом кто стяжал терпение, ежели бы никто его не оскорблял? И как бы узнал свое устроение без обличающих? И как бы смирился? Все это тебе предстоит, и тебе покажется странным, а я тебя предупреждаю, что этому надобно быть, и все это бывает по мере нашего устроения, не без Промысла Божия. Ты, хотя и читаешь отеческие книги, но понимаешь весьма мало, и то в теории, а на деле больше и яснее познаешь (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 181).

Прежде всего: покоряйтесь старшим, несть власть, аще не от Бога, противляющиеся власти Божию велению противляются, а таковые грех приемлют. Посещайте неопустительно, кто может, храм Божий; в нем наша жизнь. Не оставляйте общей трапезы, на общей трапезе возлеже Возлюбленный, говорит святой Исаак Си­рин, а тайная трапеза есть блудная трапеза. Держитесь отеческих преданий, не ходите по кельям, не принимайте мирских, особенно мужчин, не заводите друж­бы между собою — мы все родные, и особенные приязни всегда беззаконны (преп. Анатолий, 7, с. 335).

...В обители нашей, хотя и довольное количество бра­тии с хорошим поведением и ревностью к монашеской жиз­ни, но более новоначальных, обучающихся на духовной бра­ни в ополчении Христовом купно с братиями окормлением старших. Вам известно, какое бывает затруднение и в оби­тели при избрании на какое-либо послушание, чтобы найти способного к исполнению оного. Кольми паче трудно ука­зать на кого-либо к отпуску с вами, чтобы соответствовал вашему предприятию, в отдалении из обители и духовного окормления... По слуху же некоторые именуют обитель нашу рассадником монашества: это только пустая слава, не пользующая души наши. А хотя и были братия способные, но вам известно, что в три обители выбыло от нас немалое количество лучших из братий, а ведь люди не грибы, не одним утром поспевают (преп. Моисей, 333).

Раздавать вещи погоди, еще самой пригодятся. Лишнего запасать не следует, но и без необходимого нельзя обойтись. В этом смущаться не следует (преп. Иосиф, 11, с. 267).

Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом велиим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато и кроме спасения в монастыре может человек достигать и совер­шенства христианского, если только достодолжно потрудит­ся смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле и начальствующих по Бозе и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей Божиих (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 74-75).

Поздравляю тебя с облачением в монастырское платье и желаю тебе пожить по-монастырски — в кротости и смирении, — чтобы смотреть свои немощи и неисправно­сти, а других не судить. Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит... (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 78).

Особенно же пред м. Игуменьею понуждайся смиряться и не толкуй ее поступков и обращения с тобою так пре­вратно или горделиво, что будто бы она поступает с тобою по памятозлобию, я думаю, что просто, во-первых, как на­чальница, а во-вторых, соображаясь со множеством сестер, желающих ездить в Оптину. Так полезнее и покойнее ду­мать, а вместе смиреннее и Богу приятнее (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 84).

Устав

Относительно же форм и обрядов монастырских, — они потому уж хороши, что обуздывают нашу непокорную при­роду и заставляют отрекаться от нашей воли (преп. Амв­росий, 1, ч.2, с.12).

Батюшка <преподобный Амвросий> строго запрещал хождение по кельям, а также и прием к себе братий, без особенной и притом крайней нужды. На вопрос <иеромонаха>, что отвечать тем из братий, которые по легкомыслию своему будут смущаться таким моим поведением, старец сказал: «Отвечай таким, что отец Архимандрит не велел тебе ходить по кельям» (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 2).

...После обеда требуется отдых, а после вечернего пра­вила святыми отцами запрещены излишние беседы, кольми паче не полезные или ведущие к общему смущению (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 85).

Готовить пищу в келье позволяется только старым да больным, которым груба трапезная пища. Если и ты боль­ная, и трапезной пищей трудно жить, то можно и тебе благословиться у м. Игуменьи когда что-нибудь сготовить себе. А если бываешь сыта трапезной пищей, то по прихоти варить себе отдельно не следует, это грешно. Господь да укрепит тебя в монастырской жизни и поможет тебе (преп. Иосиф, 11, с. 266).

Если у вас принято справлять именины, то не следует и тебе отставать от других. Живи так, чтобы ни в чем лучше сестер не показывать себя (преп. Иосиф, 11, с. 267).

Не вози никогда мяса в монастырь. Вот один так-то привез, а в мясе завелась трихнина, и он отравился (преп. Амвросий, 1, ч.2, с.65).