«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Когда читают, особенно в церкви, хоть и без усердия, а слушай. Со временем все слюбится, и жизнь монастырская (преп. Анатолий, 7, с. 116).

...Всякое иноческое одеяние, длинное или короткое, с рукавами или без рукавов, с широкими рукавами или узки­ми, есть не простое одеяние, но смиренное и святое, а посему и возлагать оное на себя должно, как дар Божий, с благоговением и со благодарением (преп. Антоний, 22, с. 267).

Один епископ, приехав в один монастырь, спросил на­стоятеля: — Есть ли у тебя хорошие монахи? — Есть, — был ответ. — Ну, покажи. Настоятель вызвал и говорит: — Вот хороший кузнец, вот хороший мастер и т. д. Послушал епископ и сказал: — Я просил тебя показать мне хорошего монаха, т. е. делателя молитвы или смирения, а ты показываешь мне хороших мастеров. Этого и в миру много. Уехал епископ и сменил потом этого настоятеля (пре Никон, 6, с. 276).

Новоначальное монашество

...Сколько мог я заметить, неполезно и опасно слишком юных принимать <в монастырь>, ибо они более подвергаются влиянию слабой стороны и, навыкнув худому, не скоро могут прийти к истинному пути, так что ни к монастырю, ни к миру не бывают способны (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 4).

...Ты не высокомудрствуй и не думай много о себе, будто бы ты достойна сего звания, — помни, что много званных, но мало избранных (Мф. 20, 16), постарайся удо­стоиться милости избрания: послушанием, смирением, тер­пением, кротостью, любовью и молитвою; считай себя последнейшею всех (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 472—473).

...Необходимо читать книгу Аввы Дорофея, и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни; и монах не может жить правильно (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 2).

...Не думай о себе много, что ты пошла в монастырь, и будто велико нечто сделала; Бог приемлет от нас все то, что со смирением, а от гордых отвращается. Научайся во всем познавать свою немощь и смиряться, будешь мирна и спокойна (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 478).

Пишешь о приготовлении своем к монашеству — как поступить? Якоже блудный сын пришел к отцу и рек: «отче! согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой» (Лк. 15, 21), и как мытарь пришел с сердцем сокрушенным и смиренным, воззвавши: «Боже, ми­лостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13). Вот какое приуготовление должно быть, ибо образ наш есть образ по­каяния и смирения, и к оному нас Сам Господь призывает. И потому — иди без сомнения, со страхом и радостью (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 146—147).

Желание ваше вступить в монастырь, ежели есть ис­тинное, то Господь и устроит так, но когда вы идете в монастырь, думая там успокоить себя от скорбей, то оное не есть истинное. Посвящая себя монастырской жизни, надобно себя отвергнуть и ожидать еще больших скорбей, это-то и значит взять крест свой и вслед Христа идти (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 701).

Вы поступаете в монашество при самых благоприятных условиях, потому что впоследствии будут вам великие скорби (и искушения), но вы их перенесете, ибо уже окрепнете, и они послужат для прославления имени Божия и для получе­ния венцев... (преп. Варсонофий, 5, с. 168, от 28.09.1910).

...Новоначальные всегда радуются, если идут в мона­стырь от всего сердца. Сказано в псалме: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Вот такие и трудятся для Господа со страхом, боясь Его чем-либо оскорбить, и радуются — как? — с трепетом (преп. Варсонофий, 5, с. 54, от 04.05.1908).

Если монашенке завидуют, еще больше смиряйся. Пра­вило можешь справлять и не сразу!.. Матушки пугаться не следует. А любить должно, со страхом, впрочем. Мона­хиням всем должна кланяться. Конфуз сам собою прой­дет. Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А ново­начальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже неплачущих. А чтобы из-за неимения слез не ходить в монастырь — это чистое неразумие. Иным лучше не иметь слез. С монахов, правда, больше спрашивается, но и миряне не святее от того, что с них не спрашивается. Впрочем, заповеди Евангельские писаны как для монахов, так и для мирян. Дурное — везде дурно, а хорошее — везде хорошо: и в миру, и в монастыре (преп. Анатолий, 7, с. 169).

Веруй в Бога, создавшего тебя и приведшего тебя в число избранных своих овечек. В число возлюбленных своих не­вест. Каковою ты теперь и записана на небесах. А скорби теперешние твои (как я недавно писал одной) есть твое приданое Жениху твоему Возлюбленному Иисусу. Не бры­кайся же, когда суют тебе целую пазуху драгоценного приданого (преп. Анатолий, 7, с. 259).