«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Ты идешь по тому пути, которому завидовали и ко­торого искали богачки, знатные, княжны и царицы. Вспом­ни великомученицу Варвару! Вспомни святую Евфросинью. Вспомни даже тех, кои насладились и пресытились мирски­ми наслаждениями, величайших красавиц и богатейших — Пелагию и Евдокию. Чего у них не было? Сундуки золота и жемчуга! Князья за ними ухаживали! Но, как мудрые, они все побросали и пошли на посты и злострадания в мона­стырь (преп. Анатолий, 7, с. 78).

Тебе помысл приходит: зачем ты пришла в монас­тырь? Зачем приходили в монастырь все святые? И цар­ские и княжеские дочери? Вот и ты захотела идти тем же путем, чтоб здесь потерпеть да пострадать немножко-не­множко и за это там царствовать с Господом и со всеми святыми во веки и веки веков нескончаемые! (преп. Ана­толий, 7, с. 90).

Ибо доля монашек высокая-превысокая: выше неба и звезд небесных. Их часть вместе с Ангелами. Только надо потерпеть. А тебе все не хочется терпеть, ты, значит, не понимаешь, где живешь. Говорю, Господь спасет тебя, только потерпи (преп. Анатолий, 7, с. 92).

Описываешь труд жития монашеского. Правда, и святым отцам он казался трудным. А нам страстным и подавно. Но дело в том, что труд не напрасный, — не то что скорби мирских (преп. Анатолий, 7, с. 101).

Делайте все сами, что можете, старайтесь не поль­зоваться чужими услугами. В келье своей ничего съестно­го не держите, всегда аккуратно ходите к трапезе, ибо Господь благословляет скудную пищу и делает ее вкус­ною. Заметьте, бывает, что те монахи и послушники, кото­рые не трапезовали со всеми, а брали пищу себе, хворали и даже умирали (преп. Варсонофий, 5, с. 3, от 10.01.1908).

Жены с миры богомудрые вслед Тебе (Христа) течаху... И ты, маленькая монашенка, в числе их, т.е. жен-мироносиц, находишься. Ибо и ты оставила дом, отца и людей и потекла за возлюбленным Иисусом. И вот теперь служишь Ему, Царю царей, служишь, ибо терпишь скорби, болезни, стараешься не поддаваться страстям (преп. Анато­лий, 7, с. 120).

Ибо послушница, волею-неволею терпящая скорби, есть невеста Христова, и там ей готовит Жених ее царский трон и почести, вместе с Божиею Матерью, как читаем: «предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна и преукрашена. Приведутся Царю девы вслед Ея, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев» (Пс. 44, 10, 15—16). А кто эти девы? Это ваша братия, молоденькие послушницы, терпящие скорби Господа ради. Я знаю, что ты ропщешь и смущаешься, а все же живешь. А Милосердый наш Отец Небесный и это примет как дар Ему. Не унывай, Л. Доля монашек ужасно высока, оттого она и тяжела здесь... (преп. Анатолий, 7, с. 121).

...Проходя подвиг сей, избегай во всем приумножений и оскудений, а иди среднею стезею, памятуя слова святого Исаака Сирина, что умеренному деланию цены несть...(преп. Иларион, 42).

В наши времена Бог не посылает подвижникам таких испытаний, как древним, потому что не могли бы понести, и не подает древних дарований, чтобы не вознеслись без­мерно (преп. Лев, 12, с. 70).

Новоначальный и в самых обыкновенных случаях все тщеславится (преп. Лев, 12, с. 124).

О новоначальных послушниках, по преимуществу склон­ных к тщеславию, преподобный имел обыкновение говорить так: «У кого голосок да волосок, у того лишний бесок (бес тщеславия)» (преп. Лев, 12, с. 124).

Храни совесть, блюди мир, трудись по силам, молись всегда: ходя, лежа, вкушая, и будешь со временем походить на монахиню, и Господь пребудет с тобою навсегда (преп. Анатолий, 7, с. 59).

...Все будет зависеть от тебя самой; ты знаешь, что значит в переводе слово «монах», он должен быть один (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 107).

Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением и прохо­дит оное с простотою и незлобием во смирении (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 31).