«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Ведь ты веруешь, и я очень знаю, что ты вошла в брачный Чертог Небесного Жениха — в ангельское монашеское общество, не с тем, чтобы нежиться да свои капризы преследовать, а, глядя на Жениха своего, идти за Ним, Его святым путем. А как Он шел? Разве Он сидел на престолах? Разве почести собирал? Хотя и стоил того, и мог. Но этого Он не делал. А только творил повеленное Ему Отцом — творил добро. И за это от облагодетельствованных слышал: «Ты Самарянин и что бес в Тебе» (Ин. 8, 48) и подобное. И вот за сие и Бог превознес Его имя паче всякого имени. Хочешь быть вместе с Иисусом, иди за Ним. А капризничать грех! (преп. Анатолий, 7, с. 230).
Советую внимательно прочитывать те книжечки наружного поведения для новоначальных иноков, которые я дал бывшим у меня сестрам. Шалости, каковы бы то они ни были, хотя и кажутся невинными, очень душевредны для иноков. Шалости и всякая вольность в обращении, хотя и со своими сестрами, есть дерзость, по толкованию святых отцов, и не радящих о покаянии и исправлении вводят в блуд, чего, к несчастию, многие не знают. Монашеская жизнь называется еще и постническою, девственною и нестяжательной, а поэтому особенно надо храниться от грехов, ведущих к нарушению сих добродетелей. Не для игр, забав и увеселений мы вступили в обитель. Не должно быть в обителях места смеху и забавам! (преп. Иосиф, 11, с. 281-282).
Никого никогда в свою келью не пускайте без молитвы, пусть сначала пришедший произнесет молитву и только тогда впустите его. Выходя из кельи своей и входя в свою келью, кладите четыре уставных поклона с молитвами, а вообще всегда навыкайте молитве Иисусовой (преп. Варе нофий, 5, с. 5, от 11.01.1908).
Если кого-либо встречаете из братии — всегда кланяйтесь первыми, у иеромонаха берите благословение, смиряйтесь, смиряйтесь, смиряйтесь (преп. Варсонофий, 5, с. 5, от 11.01.1908).
Первым вашим делом, как только просыпаетесь, пусть будет крестное знамение, а первыми словами — слова Иисусовой молитвы (преп. Варсонофий, 5, с. 25, от 10.02.1908).
Вот вам оружие <четки>, нещадно бейте этим невидимых врагов. Прежде всего, имейте всегда страх Божий, без него вы ничего не достигнете, теперь для вас начинается новая жизнь... Теперь везде разговор идет у бесов: «Были почти наши, теперь пришли сюда спасаться, как это можно?» (преп. Варсонофий, 5, с. 16, от 30.01.1908).
Диавол вам не даст сделать ни одного шагу, за каждый шаг надо бороться. Вы помните, как евреи при построении храма в одной руке держали заступ, а в другой меч. Это вообще сказано про совершение добродетелей. С одной стороны, мы должны исполнять Евангельские заповеди, а с другой, отбиваться от врага мечом, борясь за каждый шаг... У нас один меч — молитва Иисусова. Сказано: «Бей этим мечом невидимых ратников, ибо нет более сильного орудия ни на небе, ни на земли» (преп. Варсонофий, 5, с. 59, от 07.07.1908).
Монашеский постриг
Монашества три степени: рясофор, мантия и схима; первый — новоначальных, второй — средних, а третий — совершенных (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 517).
...Что есть мантия? Образ смирения, а мы ищем ее из честолюбия, оттого и скорбь находит. Какие обеты при пострижении? Терпеть всякую нужду, обиду и смиряться, надобно же к этому быть прежде готовым, а не послел стяжавать оные, а где они? Ложный стыд, что мантия не вышла, доводит до безумия... Вижу, что вы печетесь только о том, что не исправите правило: а о том, чтобы правило жизни христианской по заповедям Божиим исправить, нимало не скорбите (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 52).
...Много найдется таких, скорбящих, не за мантию, но и за рясофор; это происходит от честолюбия — а им кажется, что от искания спасения; спасение состоит в смирении, а оного нет, — то и скорбят за внешнее одеяние, доставляющее честь (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 445).
Вы приуготовились к принятию монашеского образа, а в чем состоит его сущность и какие вы давали обеты при пострижении? не то ли, чтобы все терпеть. Параман (принадлежность облачения монаха малой схимы - небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и крест что иное означают, как не памятование о данном нами обете к терпению? Так благодарите же Бога, что Он вас обучал терпению, и ныне всякий случай должен быть уроком к научению терпению, и не только от внешних наносимых, но и от внутренних злоб духов, или к действию страстей, или к отчаянию понуждающих (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 178-179).
...Мати О. <просит> ...благословения облекаться в вечный траур, то это слово не согласно с истинным разумом. Одежда наша хотя по виду и черна, но она есть одежда веселия и радования и риза спасения. Поистине надобно радоваться, что сподобляет Господь избегнуть мира, как Израиль из Египта, и работать Господу, а не миру. Итак, в сию-то одежду веселия да благословит ее Господь облещися с радостью, а не с печалью, и не сетовать о оставлении мира, а радоваться о вступлении в новую жизнь, которая есть неизвестное народу разумение (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 583-584).
...О чем тут скорбеть? О внешней одежде: а разве она делает инока? А ведь ты хочешь спастись: делай инока внутреннего, а не внешнего. А когда о сем будем скорбеть, то далече удаляемся от спасения. Гордость чужда иноческого образа, ему сродно смирение (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 460).