Catechetical Teachings and Testament

Итак, братия, с терпением да пребываем в том послушании, к которому избраны; но да не простираем ноги нашей выше меры, и да не предпринимаем того, что выше силы нашей, чтобы не отступить от должного [24]. Замечание наше другому да бывает со смирением, и обличение меньшего в духе Апостольском, причем нужно иметь различие лиц на столько, чтобы не преступить нам меры благочиния; но с вопросами обо всем этом обращайтесь за решением ко мне. Я — проповедник, хотя я и комар; я исполнитель правил великого Василия. Если когда-либо согрешит настоятель, то настоятелями и поправляется. Может быть, и сами вы знаете, какую бы я вытерпел борьбу, чтобы только это не случилось, как и прежде я вам говорил. Итак, чада, я среди вас нахожусь, (как старший); но мы должны с обеих сторон смотреть друг на друга, я на вас и вы на меня, с подобающим почтением и совершенным смирением, потому что противное весьма вредно для обеих сторон; например если бы я захотел паче должного обличать вас и заграждать ваши уста, или хоть одного кого-нибудь, кто согрешит, обличать или укорять паче меры, или делать ему выговор неприличными словами.

Еще хочу показать вам причину падений: от чего это случается, как не от того, что заводятся частные дружбы и товарищества друг с другом? Чадо! Дальше беги от таковых; отнюдь не слушай их. Когда кто станет тебе говорить что-либо к ослаблению твоей веры и любви к игумену, беги от него, как от огня. Ибо вред, мало-помалу проникая внутрь тебя, достигнет и самого основания спасения. Кроме меня не имейте иного учителя или наставника, и не дерзайте доверять ему тайны, и не пренебрегайте как мелочью, дурными разговорами, говоря: что значит то, или другое! Не поступайте так, чада! Всегда и все вы, если кто впадет в неверие или иное что к общему вреду, идите и откройте это. А может быть иной по невежеству и неразумию придет и станет говорить: "за это откровение меня ненавидят и укоряют братия. Нет, не так чада! Ибо если они дети истинные и не беззаконные, то и они все последуют тебе, восхваляя тебя; а если незаконные, то к чему тебе их похвала?" Одним словом, умоляю всех вас и напоминаю вам: всегда и все исповедуйте мне, и пусть никто и никогда не имеет в сердце своем чего-либо затаенного и неоткрытого, иначе это произведет лютую язву. Что касается до прежних ваших исправлений, то старайтесь их умножать и таким образом совершить течение ваше. Переносите всегда мужественно укоризны; труды, поношения, скорби, утеснения, мрачные помыслы, уныние и всякое другое искушение, которое найдет на вас, имея единственную помощь во всем ту, чтобы уповать на Бога, и ту необоримую помощь, которая происходит от исполнения заповедей, содержа при этом на каждый день в уме своем память смертную, и каждодневно отсекая свою волю. Таким образом вы удостоитесь и венца мученического; и будете ликовать с Ангелами в небесном царстве, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 11-Е.О том, чтобы повиноваться настоятелю; как повинуется железо ковачу, и таким образом жить беспопечительно

Братие, отцы и чада! Вижу я, как повседневно, как некоторая плодовитая нива, возрастает сонм братства, и опасаюсь, что семя смиренного моего слова не только не достаточно, но и сухо, и не может обнять всю ниву, и посредством учительства очистит, вспахать и посеять на ней семя заповедей, дабы оно росло и усовершалось. Впрочем усердствую, сколько у меня есть силы, чтобы хотя немного принести вам пользы; а вы, братие мои, как добрая земля, приносите плод, по слову Господа (Лук. 8, 15), и себе и Ему, — спасение душ ваших. Нам предстоит труд, как говорит пророк Давид, дондеже внидем во святило Божие, и разумеем последняя его (Псал. 72, 16, 17). Поэтому и необходимо трудиться и проливать пот в духовных подвигах, ревновать добру, стремиться душею, чтобы успеть нам войти в поприще, для получения победных венцев смертию преподобною. Ибо вы сами знаете, что труды рождают успокоение, голод и жажда гортани и скорби возделывают бессмертные радости, жажда и паление уст источают воду, как сказал Господь, текущую в жизнь вечную (Иоан. 4, 14), как об этом и Давид псалмопевец говорит: сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5). Если же вы это знаете, блажени есте, по слову Писания, аще творите я (Иоан. 13, 17.) А муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих (Пс. 91, 7). Но вы мудры, разумны и рассудительны, и потому одни из добродетелей вы постигли, а другие постигаете, и еще постигнете; ибо заповедь не имеет меры; но насколько кто любит Бога, настолько познает, что он далек от исполнения заповеди. Вот мы руководствуем вас правилами, и наставляем вас, и запрещаем в некоторых вещах; а в ином опять утверждаем, и оставляем вас поступать так, как должно. А вы слушаетесь и повинуетесь во всем, чего бы мы ни захотели по Богу, как железо ковачу, и таким образом живете без попечений, и жизнь ваша в безопасности. Но и вы сами, если знаете что-либо доброе, исполняйте и советуйте один другому. Ибо все мы имеем в виду общую пользу, и подобны некоему кораблю, с кормчим и пловцами, плавающему на море. Так и я пребываю среди вас. Мне должно управлять рулем, бодрствовать более и смотреть на небо, взирая на звезду правды, чтобы управить корабль.

Итак, будем, братие, терпеливы и тщательны в трудах добродетели; и я уверен, что мы получим венцы и будем веселиться на небесах, там, где нет труда и болезни, печали и воздыхания. Вооружитесь мужеством и крепостию, и пуст сияет светильник усердия вашего поддерживаемый елеем терпения, дабы он не угас, и дабы не подвергнуться нам неисправимому бедствию юродивых дев. Стяжите безмолвие, братие мои честнейшие! Не заповедаю вовсе не говорить, ибо сего и житие наше не требует, но не говорить того, чего не должно, и что приводит вас к смеху.

Ибо как говорит премудрость, от многословия не убежиши греха (Прит. 10, 19); а если удерживаешь язык твой, будешь разумен и мудр. Будьте внимательны к послушаниям своим, не будьте в работе небрежны, и не портьте потребных вещей, будет ли то телега, или буравль, или письменная трость, у иного топор, у другого блюдо, и у кого что случится. Ибо из за этого случается погубить день; и время потребное для дел духовных, мы тратим на дела ничтожные. Напоминаю вам и о воздержании, чтобы не постились вы сверх заповеданного вам, дабы не ослабеть; ибо сказано: да не уклонишися ни на десно, ни на шуие (Второз. 17, 11), но царским путем иди. Есть дела тяжелые, где в особенности многое воздержание не приносит пользы. Будьте внимательны к делам вашим и тщательны во всем, и молитесь, чтобы Бог послал нам помощь против невидимых и видимых врагов, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Св. Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 12-Е.О том, чтобы иметь трезвение и совершать досточудные дела блаженного послушания

Братие, отцы и чада! Опять чрез долгое время, по возвращении нашем из странствования, мы приступаем к обычным поучениям. И вот мое к вам первое слово: далеко ли мы от вас отстоим, здесь ли находимся, хотя я и грешен, но прошу и молю Бога, чтобы Он сохранил вас целыми и невредимыми, и чтобы беспрепятственно совершать вам сие святое ваше житие, и чтобы ни один из вас не преткнулся по наветам диавольским, но дабы всегда вы были внимательны и старались совершать досточудные дела послушания. Ибо когда вы это будете соблюдать, то все прочее не будет причинять мне никакой печали, хотя обыкновенно оно и наводит печаль, говорю о стеснительном положении нашей телесной жизни, в каковом находимся мы и в сей час.

Ибо одно познается чрез другое, т. е., кто тщателен в телесном, тот тщателен и в душевном; как и напротив, кто нерадив в телесном, тот и но душе бесплоден.

Второе слово мое о том, что у нас должно быть все общее, не только телесное и чувственное, но и духовное и мысленное. Поэтому добродетели и добрыя дела будем сообщать друг другу, и передавать их один другому, как это ны видим и в телесном, по слову Апостола: яко тело есть едино, и уды имать многи: вси же мнози уди тела, едино тело есть. И аще страждет един уд, состраждут есu уди: аще ли славится един уд, с ним радуются вси уди [25] (1 Кор. 12, 12, 26). И как с головы до ног, от правой и до левой стороны ощущается потребность в служении каждого члена, так должно разуметь и о душевном. Сперва Отец мой и ваш, за ним вторый я, а потом и прочие, даже до самого последнего, будем иметь похвалу или порицание в день воздаяния. Не думайте, что я радуюсь о том, если я как первый, более имею благ. Я боюсь и, трепещу; потому что как за добро, так и за зло будет воздаяние, и за совершаемое мною зло я окаянный более дам ответ, по мере того, как превосхожу меньших.

Зная это, чада, будем все стараться и подвизаться, будем все, каждый по послушанию своему и по силе своей, приносить пользу, а не вред, или убыток общежительному делу. Должно вам знать и то, что не так, как мы судим, будет судить Бог в день оный; ибо иной суд Божий и иной человеческий. Он и тридцатого поставит третьим или четвертым, и десятого низведет в среднее место, и последнего возведет в первое, смотря по добродетели и прилежанию каждого. И хотя страшно сказать, однако скажем и то, что Бог некоторых и совершенных (по образу) отлучит от сонма братий и пошлет их в муку, т. е., тех, которые здесь живут без повиновения и по своей воле, и руководствуются своим разумом, как и меня грешника за мою леность и злые дела. А как вы думаете? Ужели в самом деле напрасно трудится тот, кто идет на послушания. — кто копает, или готовит пищу? Ужели все те, которым нет возможности сидеть, безмолвствовать, читать псалмы и петь, не приимут равной части с сидящими в монастыре и читающими? По истине говорю вам, приимут. Так на войне сражающиеся с оставшимися для хранения стана разделяют по ровну добычу: и люди иногда погрешают и нарушают правду, а безгрешный Бог никоим образом; но, по Писанию, в меру ею же мерим, возмерится нам. Посему, братие мои, будем внимательны, к сказанному, и не будем трудящиеся по внутреннему, унижат находящихся в внешних трудах; а последние первых, т. е., поющие и молящиеся занятых послушаниями; и немощные здоровых.

Скажет кто-либо: чем может послужить немощный? И много может: благодарением, нероптанием и терпением болезней. Бог видит наши дела, и в книге Его все наши слова[26] пишутся и будут писаться, и в день судный раскроются книги наших деяний и явными соделаются дела каждого из нас, и каждый восприимет по делам своим. Молюсь, чтобы всем вам тогда получить похвалу и быт увенчанными за ваши святыя дела и труды, которые вы подъемлете здесь. Хочу же, чтобы вы знали, что нет лучшего врачевства, во спасение, как исповедь, что и вам известно; и дарование это дано от Бога. Итак, что же некоторые из вас медлят исповедываться, и чрез молчание утопают, уязвляются и зараждают червей от утаенных помыслов? И ради этого, чада мои, я болю вашим недугом, и сожалею о вас. Имея возможность уврачеваться, просветиться и иметь светлое лице, зачем пребываем в противном? Бог все знает, несть бо тварь неявлена пред ним, вся же нага и объявлена пред очима Его. (Евр. 4, 13). Но и я должен знать ваши помыслы, почему и ищу вашей исповеди, чтобы мне знать чад моих, и чтобы они знали меня. Вот в чем состоит искреннее духовное рождение; вот не рабское повиновение, вот путь без попечения; вот где сладкая молитва, всегдашнее преуспеяние, возрастание и обожение того, кто имеет сие дарование. Помолитесь, чада, чтобы и мне издалека увидеть преддверие бесстрастия; это особенно необходимо для того, чтобы руководить вас, и дабы мне таким образом не остаться под тяжестию греха. Похвально, если проливаются слезы умиления. Похвальна чистая молитва ночная и дневная. Похвально терпение поношений. Похвальна тщательность в рукоделии. Похвально бодрствование в чтении. Похвально немногословие и беседа, не сопровождающиеся смехом. Похвально умеренное воздержание, и чтобы есть и пить с рассуждением и по заповеди. Похвальна непрестанная память смерти и чтобы по силе подражать жительству святых. Похвально бегать гибельного дерзновения и быть тщательным в божественном смиренномудрии. Вся искушающе, по слову Апостола, добрая держите. (1 Сол. 5, 21). Господь же да подаст вам силу и мужество, да укрепит вас в духовном и телесном делании, да сохранит вас в том и другом, и да умножит вам потребное, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 13-Е.[27]О том, что должно внимать себе по отношению к различным явствам и о воздержании

Братие мои и Отцы! Хотя и повседневно отверзаем мы для вас нечистые наши уста; но, чада мои честные и вожделенные, считаем это недостаточным для любви нашей к вам и для попечения о вашем спасении. Хотя мы грешны, однако поучаемся в этом день и нощь, в сем пребываем, сим дышим, сего желаем и ищем, это — наша жизнь и похвальная смерть. Итак, внимайте, чада мои, что доброе не легко достается; в тех же, которые невнимательны, оно удобно погубляется, и будучи приобретено долгим временем, но причине малого нерадения легко теряется.