Catechetical Teachings and Testament

В настоящее время многие из братий заболели; ибо время теперь нездоровое. Итак, поможем, здоровые, больным; а больные, примем наказание Господне, как полезное, и перенесем его с терпением, и с благодарением будем принимать подаваемое. Когда же встанем от болезни, то не останемся в праздности, но будем заниматься своими делами; ибо мы не имеем рабов, купленных за деньги, чтобы они нам служили. Причина этому (т. е., рабству) грех, и Апостол попустил сему быть у мирян. А мы сами себе и рабы и господа, и служащие и пользующиеся услугами, но так что каждый из нас должен стараться о том, чтобы более служить, нежели чтобы ему служили безвременно. Ибо Господь знает каждого из вас дело и служение; знает, каков кто был сначала и каков теперь, каков был в миру и каков здесь, как понуждается и терпит, с кем сравнился, каков в состоянии, и с кем стоит, или обращается, или спит, и какую носит одежду или обувь. Все это с точностию взвешивает Праведный Судия, Всевидящее Око, и воздаст, как написано, каждому по делам его. Итак, пусть никто не скорбит, и пусть никто ни о чем не помышляет кроме того, о чем должно помышлять; ибо мы не только явимся пред Богом, но и предстанем пред страшное и грозное Его судилище, когда он потребует от нас отчета в делах наших; ибо Ему подобает слава во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 16-Е.О том, чтобы быть нам внимательными к заповедям и учению Св. Отцев наших

Отцы, братия и чада!

Так как дело и служение мое состоит в слове учения, то не должно мне лениться и быть нерадивым о своем служении, с одной стороны для того, чтобы сие послужило вам, избранники Божии, напоминанием, утешением и побуждением к вашему душевному спасению, а с другой для того, чтобы и мне окаянному сохранить свою душу от осуждения чрез возвещение вам должного. Ибо ужасается и устрашается душа моя, когда я слышу Божественного учителя вселенной Павла, говорящего: чист есмь аз от крове всех, не обинухся бо сказати вам всю волю Божию. (Деян. 20, 26, 27). Если и я окаянный не стану говорить вам по силе моей и возвещать вам потребное, то как избегу необходимого осуждения за молчание? Посему да простится мне, если я вас и обличил немало в прежнем поучении, не для того, чтобы безрассудно опечалить вас, да не будет, и не для того, чтобы удовлетворить своей страсти, по дабы мне неисправному и неутвержденному привести вас в страх и утвердить. Итак, послушайте, чада, и уразумейте, что говорят нам и заповедают Святые. Что они говорят, и что вопиют повседневно в слух нам, приведу теперь вам двоих на память. Один, устрашая, говорит сие: не льстите себе: ни блудницы ни прелюбодеи, ни малакии, ни идолослужители, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни хищницы, ни досадители, царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9). И еще в другом месте говорит: Всяка горесть, и ярость, и гнев, и хула да возмется от вас, с всякою злобою. Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощайте друг другу, якоже и Бог простил есть вам. (Ефес. 4, 31, 32). Другой, призывая, говорит следующее: Приидите, поклонимся и припадем ему; и восплачемся пред Господем сотворившем нас (Пс. 94, 6). И в другом месте говорит: Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в песнях (Пс. 99, 4). Теперь, чада мои и братия, утвердимся от сих устрашений, и сохраним учение. Придите все вместе, поклонимся Ему, и будем плакать о прошедшей жизни, о тех делах, словах и помышлениях, в которых мы повседневно оказываемся должниками, в ведении и неведении, и войдем в селении Его с песньми и славословием, а не с мерзкими помыслами, злопамятностию, непослушанием и гордостию. Ибо сказано: кто ропщет, это вменяется ему в грех. Итак, не будем роптать, ни оскорбляться, ни делать своих совещаний, ни гордиться; ибо мы земля, сажа, прах и пепел, и особенно те, которые считают себя славными в телесном или духовном делании. Я вижу, что образ мира сего соделался чуждым для нас; ибо мы совсем иное, нежели мирские: мы облеклись странным некоторым одеянием и жительством, без жен, без стяжаний, без наследства, даже более — мы бесплотны;— ибо сущии во плоти, сказано, Богу угодити не могут (Рим. 8, 8);— мы распялись миру. Избравши же таковое жительство, — будет достойно имени показывать и свойства такого жительства, чтобы нам но истине, а не ложно именоваться тем, чем именуемся. Будем послушливы, покорны, богобоязненны, благоговейны, Христолюбивы и бездерзновенны. Будем любить друг друга; будем независтливы, будем избегать раздоров, будем безмолвны, трудолюбивы; пред духовным отцем откровенны, благопокорливы и терпеливы. Будем благодарны за все подаваемое нам, будет ли то нища, или питие, или одежда, или обувь, или другое что, дабы совершая доброе, нам быть наследниками желаемого и искомого Царствия небесного, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 17-Е.О том, чтобы не утаивать нам лукавых помыслов, но открывать чрез исповедь

Братия, отцы и чада!

О чем мне теперь с вами беседовать, в настоящем моем поучении, как не о тех бежавших трех окаянных братиях, которые отторглись от доброго нашего общества, с одной стороны для того, чтобы вы были более тверды, утвердившись падением их, а с другой дабы и мне, оплакивая их, облегчить печаль сердца моего. Ибо хотя я и недостоин, но все же я отец и пастырь ваш; а ни один отец не бывает без печали о сыновней погибели; если так бывает в телесном, то не более ли в духовном. И еще: ни один пастырь, у которого бы похитил волк овцу, не остается без печали, но много скорбит и ищет погибшую. Поистине и ныне похитил зверь, не Иосифа, как о сем написано (Быт. 37, 20), но чад моих Петрония, Малха и Аетиа, зверь лукавый, мысленный волк, лютый дракон, коварный змий, изгнавший прелестию и горьким вкушением древнего Адама и Еву из рая; ныне же подобным образом изгнал он сих братий из общежития, как из другого рая. А если он и иных изгнал, или отсюда, или из иного места, теперь не время говорить о сем; ибо все подобное делает тот же диавол от начала и до скончания мира. Как же мне не оплакивать их и не стенать? Как не скорбеть душе моей и не печалиться, помышляя о их погибели? Трое отроков, трое юношей, непостоянных, не наученных. Не станет ли посему сатана водить их туда и сюда, не вринет ли их в стремнину и не сокрушит ли кости их, как бренные сосуды? Впрочем, я укорил их не потому, будто брадатые и старые могут сохранить себя, отлучаясь от братства, но потому, что они, павши, еще в большее зло могут пасть в следствие юного возраста. О безрассудность и помрачение мыслей! Что ж теперь делать? К вам, здравым, которые еще стоите твердо и сохранили себя, обращаю теперь мое слово. Захотим ли и мы подобно им подвергнуться недугу? Будем ли домогаться погибели вместе с ними? Никак, о чада! Как же быть? Не нужно только принимать змииного совета и сокрывать в сердце змия, но тотчас открывать его, и тогда он убежит от вас, как от огня. Ибо если бы и те братия хранили себя, то не подверглись бы сему. Но вы, чада, остерегайтесь и будучи Христовыми овцами, не сделайтесь самовольно добычею диавола, и живя в раю заповедей Христовых, не поддайтесь каким-либо образом прелести лукавого змия, дабы не быть отверженными в темное место греха. Живя по-ангельски, не омрачайтесь гибельным самочинием; терпите и претерпевайте все, и храните заповеди Христовы. Пусть никто не ходит в собрание злых, и не сидит вместе с нечестивыми. Нечестивый же и злый есть тот, который советует и уговаривает брата бежать, или исполнить другую какую либо страсть, на погибель свою и того, кто следует ему. Брат! когда таковой отведет тебя, и наедине начнет языком своим изливать свою отраву, отскочи от него, как я многократно говорил; стань вдали и зажми уши свои, чтобы тебе спасти и его и себя. Когда он увидит тебя скорбящим от приключившегося тебе искушения, тогда старается прельстить тебя. Но ты не слушай его, когда он будет уверять тебя, что ты вправе скорбеть; ибо это — змий, и злоумышляет изгнать тебя. Когда станет обвинять рай, т. е., общежитие, или сподвижников, т. е., братий твоих, такого-то, или такое-то и такое дело; отгони его, и говори против него должное, чтобы тебе и его образумить, и себя спасти. А что таковые говорят: "Брат! убежим, избавимся места сего. Игумен здесь человек тяжелый, келарь нерассудительный, скупость большая; в необходимом недостаток; все повелевают, все приказывают: кто может снести тяжесть труда, или спасти, или спастися на сем месте? Итак, уйдем отсюда!" Куда? К анафеме. Ибо лишь только они выйдут, и если бы можно было кому видеть, что у них на душе, то всячески он увидел бы их помраченными, в мыслях устрашенными, беснующимися и ничего не имеющими здравого: ни намерения, ни рассуждения; они носятся туда и сюда, и претыкаются, как заблудшие овцы. Не думайте, чада мои, что я говорю это по ненависти к ним; да не будет! Но они подвергаются и еще лютейшему и несравненно большему, чего я не могу высказать. Молитесь и помолитесь за них, дабы им обрестись и возвратиться, или самим, или чрез нас. А вы, как я прежде говорил об этом, будьте тверды, избегая случаев к падению, и подвизаясь добрым подвигом, чтобы вам увенчаться на небесах. Слышал я, что некоторые из вас неосторожно говорят об этих братиях с почтением, тогда как они недостойны и по имени называться; но вы называйте их лишь простым именем, окаявая их. Ибо и Апостолы не относились с почтением к предателю, и даже апостолом его не называли, но Иудою, предателем и татем. Это о тех. А из вас каждый терпеливо должен пребывать в случившемся послушании, и пребывать, как повелено, будет ли то простая работа, или другое какое послушание. Искать же, домогаться и желать исполнения своей воли, это — признак бесчинных, необученных и лукавых. Итак, познавши зло, пусть никто более не совершает чего-либо такого, чтобы не подвергнуться за бесчиние епитимии. Знаете ли, что говорит Св. Дорофей? Тот, кто достиг отсечения воли, достиг совершенного покоя. Кто желает и любит покой, тот должен держаться сего пути, т. е., отсечения своей воли, и он скоро достигнет будущего вечного покоя. Бог же и Отец Господа нашего Иисуса Христа, молитвами Отца моего, да подаст вам единение в добром, и то, чтобы иметь один разум, терпеть и переносить труды подвижничества до смерти, до исхода в жизнь вечную, для наследия Царства небесного, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава, и держава, и великолепие, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 18-Е.О страшном дне судном

Братие мои, отцы и чада! Какую вы получаете пользу от смиренного моего слова, я не могу сказать; а что я, окаянный, чрез напоминание вам должного прихожу в чувство, трезвенность, и в страх Божиих судеб, и лежащего на мне недостойно настоятельства, это сознаю. Итак, хотя другому кому я и не приношу пользы, однако для вразумления себя преподаю и буду преподавать вам слово учения. В чем же состоит поучение? Мы должны внимать, что настоящая жизнь есть время подвигов, время скорбей и потов; и не малодневных только и временных подвигов, скорбей и потов, но всегдашних, многолетних и во всю жизнь века сего. И опять, кто не устоит в таких подвигах, тот лишается не чего-либо малого, ничтожного и человеческого, но самых Божественных и Небесных вещей. Ибо достигающие искомого многим терпением, всегдашним долготерпением и хранением заповедей, наследуют Небесное царство и бессмертие, вечную жизнь и неизреченное и неисповедимое успокоение вечными благами; а погрешающие нерадением, леностию, пристрастием и любовию к миру сему и к смертоносным и тлетворным наслаждениям, наследуют вечную муку, бесконечный стыд и стояние ошуюю, услышав страшный оный глас Судии всех и Владыки Бога: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. (Мат. 25, 41).

Но о дабы никогда не слыхать нам сего, чада и братия мои, и не быть отлученными от Святых и Праведных жалостным и невыразимым отлучением. Когда они будут приняты в радость неизреченную и непостижимую, и ненасытимое наслаждение, как об этом и Божественное Писание говорит, что они возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом (Мат. 8, 11). Мы же должны будем пойти с бесами туда, где огнь неугасимый, червь неусыпаемый, скрежет зубов, пропасть великая, тартар нестерпимый, узы неразрешимые, самая мрачная преисподня, и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет: ибо мука не будет иметь конца, как думает Ориген, но навсегда и на вечно, как сказал Господь (Мат. 25, 46). Где тогда, братие, по словам Святых, отец или мать для избавления? — Брат, сказано, не избавит: избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея. (Псал. 48, 8, 9).

А я спрошу иначе: где тогда, братие мои, (начну с меньшего, чтобы дойти до большего), леность ленивых, нерадение нерадивых, прекословие прекословных, преслушание преслушников, гордость гордых, дерзость дерзких, своенравие самочинных, и чревообъядение чревоугодников? Где дерзновение дерзновенных, многое самооправдание лжецов, и наконец клятвопреступление отвергшихся своих обетов, произнесенных ими пред Богом, которые Сына Божия попрали, и кровь завета вменили как кровь обыкновенную (Евр. 10, 29), и думают, что нет смерти и воскресения, ни суда и воздаяния; которые отделились от братства о Св. Духе, и самого Св. Духа лишились, как говорит об этом Василий Великий (См. Подвижнич. уставы гл. 21), и блуждают тут и там, как погибшие овцы, ходя по стремнинам и пропастям наслаждений своих, и даже гласа моего смирения не слышат, ни устрашения, которым я устрашаю других и указываю им лучшее. Пощади, Господи, и избави нас от такого нечувствия, злоумия и помрачения.

Но мы, чада, приидите поклонимся пред Господем сотворившем нас (Пс. 94, 6): и об оных помолимся по братолюбию, как и должно; помолимся о них, ища обращения и исправления их; а о себе принесем Богу то, что требуется, и будем восходить к лучшему, испрашивая прощения, в чем были нерадивы. Хотя мы и ничего еше не совершили, но мы еще на поприще, хранимся в ограде и наставляемся от того же пастыря; не овладел нами сатана, и не пленил нас враг, и не растерзал нас дикий зверь: ибо не похитил нас со двора, и не влечет нас устами за выю, сокрушая кости душ наших ошибом своим, так как мы внутри и ограждены, как овцы Христовы. Иногда мы хромаем, подвергаемся недугам, покрываемся червями, или еще чем-либо страждем, но все же он совне злодействует и подстерегает нас, ища кого поглотити (1 Петр. 5, 8). А как же он может поглотить кого? Или сам вскочит извне, или привлечет иного к себе чрез какое-либо окно, или чрез какую-либо скважину душевного нашего дома. Будем размышлять об этом, и тогда мы уразумеем козни противника, и пусть каждый но силе своей будет тщателен в своем служении, пусть понуждает себя к преуспеянию в смирении, послушании, исповеди, умилении, молитве, в слезах, коленопреклонениях, в пении псалмов, рукоделии, в любви, чистоте и вообще в благом жительстве, являясь избранным сосудом Христовым, и будучи сыном света. Ей, ей, чада мои! прошу и умоляю вас, напоминаю вам и побуждаю вас: еще немного, и придет час, настанет время нашей радости, избавления, радования, свободы, венцев и воздаяний. Может быть и самые Святые, и особенно сподвижники наши, т. е., послушливые уже и теперь радуются и веселятся, смотря с небес на ваше преуспеяние: ибо каждый лик праведных более любит своего, который подвизается для увеличения и преумножения наследованной ими части, дабы число их увеличилось, и чтобы всем вместе ликовать, воспевая блаженную и Святую Троицу, Которой подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 19-е. О благочинии и благодарении

Братия, отцы и чада мои! Призывая вас к поучению, желал бы я иметь слово разнообразное и многообразное, дабы подобно некоему учредителю пира, предложить вам различные снеди, достаточные к обильному насыщению душ ваших. Но поелику я нищ, и едва могу подать вам немного хлеба и воды, то и предлагаю вам сии немногие слова: и так примите малое вместо многого. Я радуюсь и много веселюсь, смотря на ваше преуспеяние по Богу и жительство в единодушном вашем пребывании, и подвиги в послушнических злостраданиях, и что все мы вместе собрались во имя Господа нашего Иисуса Христа и Бога добровольно, не просто и как случилось, по чинно и боголепно, как завещали нам Святые Отцы, в едином разуме, что нет у нас разделений ради плотской дружбы, что не исполняем мы своей воли в том, чего желаем, и не отделяемся по самочинию; по совокупляемся и соединяемся в одном и том же духе, и поистине с одним желанием и любовию работать Господу в сей общежительной и ангельской жизни, как бы в другом каком-либо раю.