Catechetical Teachings and Testament

ПОУЧЕНИЕ 18-Е.О страшном дне судном

Братие мои, отцы и чада! Какую вы получаете пользу от смиренного моего слова, я не могу сказать; а что я, окаянный, чрез напоминание вам должного прихожу в чувство, трезвенность, и в страх Божиих судеб, и лежащего на мне недостойно настоятельства, это сознаю. Итак, хотя другому кому я и не приношу пользы, однако для вразумления себя преподаю и буду преподавать вам слово учения. В чем же состоит поучение? Мы должны внимать, что настоящая жизнь есть время подвигов, время скорбей и потов; и не малодневных только и временных подвигов, скорбей и потов, но всегдашних, многолетних и во всю жизнь века сего. И опять, кто не устоит в таких подвигах, тот лишается не чего-либо малого, ничтожного и человеческого, но самых Божественных и Небесных вещей. Ибо достигающие искомого многим терпением, всегдашним долготерпением и хранением заповедей, наследуют Небесное царство и бессмертие, вечную жизнь и неизреченное и неисповедимое успокоение вечными благами; а погрешающие нерадением, леностию, пристрастием и любовию к миру сему и к смертоносным и тлетворным наслаждениям, наследуют вечную муку, бесконечный стыд и стояние ошуюю, услышав страшный оный глас Судии всех и Владыки Бога: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. (Мат. 25, 41).

Но о дабы никогда не слыхать нам сего, чада и братия мои, и не быть отлученными от Святых и Праведных жалостным и невыразимым отлучением. Когда они будут приняты в радость неизреченную и непостижимую, и ненасытимое наслаждение, как об этом и Божественное Писание говорит, что они возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом (Мат. 8, 11). Мы же должны будем пойти с бесами туда, где огнь неугасимый, червь неусыпаемый, скрежет зубов, пропасть великая, тартар нестерпимый, узы неразрешимые, самая мрачная преисподня, и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет: ибо мука не будет иметь конца, как думает Ориген, но навсегда и на вечно, как сказал Господь (Мат. 25, 46). Где тогда, братие, по словам Святых, отец или мать для избавления? — Брат, сказано, не избавит: избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея. (Псал. 48, 8, 9).

А я спрошу иначе: где тогда, братие мои, (начну с меньшего, чтобы дойти до большего), леность ленивых, нерадение нерадивых, прекословие прекословных, преслушание преслушников, гордость гордых, дерзость дерзких, своенравие самочинных, и чревообъядение чревоугодников? Где дерзновение дерзновенных, многое самооправдание лжецов, и наконец клятвопреступление отвергшихся своих обетов, произнесенных ими пред Богом, которые Сына Божия попрали, и кровь завета вменили как кровь обыкновенную (Евр. 10, 29), и думают, что нет смерти и воскресения, ни суда и воздаяния; которые отделились от братства о Св. Духе, и самого Св. Духа лишились, как говорит об этом Василий Великий (См. Подвижнич. уставы гл. 21), и блуждают тут и там, как погибшие овцы, ходя по стремнинам и пропастям наслаждений своих, и даже гласа моего смирения не слышат, ни устрашения, которым я устрашаю других и указываю им лучшее. Пощади, Господи, и избави нас от такого нечувствия, злоумия и помрачения.

Но мы, чада, приидите поклонимся пред Господем сотворившем нас (Пс. 94, 6): и об оных помолимся по братолюбию, как и должно; помолимся о них, ища обращения и исправления их; а о себе принесем Богу то, что требуется, и будем восходить к лучшему, испрашивая прощения, в чем были нерадивы. Хотя мы и ничего еше не совершили, но мы еще на поприще, хранимся в ограде и наставляемся от того же пастыря; не овладел нами сатана, и не пленил нас враг, и не растерзал нас дикий зверь: ибо не похитил нас со двора, и не влечет нас устами за выю, сокрушая кости душ наших ошибом своим, так как мы внутри и ограждены, как овцы Христовы. Иногда мы хромаем, подвергаемся недугам, покрываемся червями, или еще чем-либо страждем, но все же он совне злодействует и подстерегает нас, ища кого поглотити (1 Петр. 5, 8). А как же он может поглотить кого? Или сам вскочит извне, или привлечет иного к себе чрез какое-либо окно, или чрез какую-либо скважину душевного нашего дома. Будем размышлять об этом, и тогда мы уразумеем козни противника, и пусть каждый но силе своей будет тщателен в своем служении, пусть понуждает себя к преуспеянию в смирении, послушании, исповеди, умилении, молитве, в слезах, коленопреклонениях, в пении псалмов, рукоделии, в любви, чистоте и вообще в благом жительстве, являясь избранным сосудом Христовым, и будучи сыном света. Ей, ей, чада мои! прошу и умоляю вас, напоминаю вам и побуждаю вас: еще немного, и придет час, настанет время нашей радости, избавления, радования, свободы, венцев и воздаяний. Может быть и самые Святые, и особенно сподвижники наши, т. е., послушливые уже и теперь радуются и веселятся, смотря с небес на ваше преуспеяние: ибо каждый лик праведных более любит своего, который подвизается для увеличения и преумножения наследованной ими части, дабы число их увеличилось, и чтобы всем вместе ликовать, воспевая блаженную и Святую Троицу, Которой подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 19-е. О благочинии и благодарении

Братия, отцы и чада мои! Призывая вас к поучению, желал бы я иметь слово разнообразное и многообразное, дабы подобно некоему учредителю пира, предложить вам различные снеди, достаточные к обильному насыщению душ ваших. Но поелику я нищ, и едва могу подать вам немного хлеба и воды, то и предлагаю вам сии немногие слова: и так примите малое вместо многого. Я радуюсь и много веселюсь, смотря на ваше преуспеяние по Богу и жительство в единодушном вашем пребывании, и подвиги в послушнических злостраданиях, и что все мы вместе собрались во имя Господа нашего Иисуса Христа и Бога добровольно, не просто и как случилось, по чинно и боголепно, как завещали нам Святые Отцы, в едином разуме, что нет у нас разделений ради плотской дружбы, что не исполняем мы своей воли в том, чего желаем, и не отделяемся по самочинию; по совокупляемся и соединяемся в одном и том же духе, и поистине с одним желанием и любовию работать Господу в сей общежительной и ангельской жизни, как бы в другом каком-либо раю.

Все это дар Божий и благодать Святой Богородицы. Похвально вы размыслили, окрылились любовию к Богу, удалились из мира, и благорассудительностию своею возлетели от земли к небу. Итак, блаженно священное ваше произволение, еще блаженнее Богом движимое удаление ваше, и преблаженно таковое ваше жительство; скажу же и еще иное: блаженны родители ваши и утробы носившия вась; и не говорю ничего сверх недолжного, ибо они оставили вас, по Писанию, племя в Сионе и ближния во Иерусалиме (Исаии 31, 9). Они весьма радуются о вас, особенно когда слышат добрую славу о вашем Божественном, добродетельном и послушливом житии; чрез сие и чресла их освещаются священным начатком. Нет из них ни одного семейства, которое бы от одного воспоминания о сроднике не озарялось умилением: так велики и изобильны блага наши, так велики и многочисленны дарования, в вас пребывающие; не говорю уже о будущем блаженстве, которое воссияет вам в будущей жизни, и о неизреченном оном воздаянии. Как же мне не радоваться смиренному и грешному? Как не стремиться к тому, чтобы всячески стараться делом и словом о сохранении тщательно исправленных добрых ваших дел, сокровенных в священных ваших душах? Поистине я радуюсь и веселюсь. Но сколько во мне радости, столько напротив и страха и трепета, дабы, по причине многих моих грехов, не произошло какое-либо бесчиние, и не расточило того, что вы собрали и приобрели многими подвигами, трудами и болезнями.

Первая речь моя касалась всех вообще, а теперь я говорю каждому порознь. Пусть каждый из вас не имеет своей воли, и не расслабевает в подвижнических трудах, и не колеблет ноги своей на камне терпения и истинной веры к игумену; и пусть не принимает иным каким бы то ни было образом многоглавого змия, льстивого и многообразного, прельстясь тем или другим грехом, сим или другим образом, в том или другом случае, словооправданием и лжеоправданием. Ибо много козней у изобретателя лукавств, сеятеля зла, коварного хитреца, отступника от Бога, низверженного с неба, подобно молнии спадшего на землю, подобно татю, вшедшего в рай, прельстившего праотца нашего Адама, (увы безрассудность), который с того времени и до ныне различными способами и действиями разделил и разлучил род наш на языки, племена и народы, на неверных и безбожных; в самом же роде Христианском произвел разделение с одной стороны посредством злых ересей, с другой посредством мерзких законопреступных дел, ведущих в пропасть и погибель. Так он покушается и в нас пускать стрелы греха, уязвлять нас ими и умерщвлять. Особенно же знайте, какую брань и непрестающую войну он ведет с чином монашеским и с добрыми подвижниками. Святым Отцам и пустынникам было открыто, что низвержение и грехопадение иноков вменяется ему отступническими силами в великую победу и чудную доблесть.

Посему прошу и умоляю вас, чада и братия, ходите непреткновенно; будучи отвсюду ограждены, отвсюду вооружены, облечены в железную броню; и ни с одной стороны не давайте диаволу места войти и умертвить вас, а это можете совершить благою надеждою, твердым исповеданием, всегдашнею боголепною исповедью, смирением, нелицемерным послушанием, терпением и неослабным долготерпением.

Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 20-Е. О духовном нашем воинствовании. К саккудионским братиям

Чада и братия! Все вы, как я и прежде об этом говорил, проводите жизнь ради Господа, собирая плоды спасения вашего, как какие-либо драгоценности, и удаляетесь лукавства и всякого повода к бесчинию.

Ибо таковые отторгаются от Бога, удаляются и заблуждают в местах беззакония, как уже некоторые совратились или совратятся; это люди не терпеливые, не претерпевающие в течение всего дня, а посему не получающие и мзды делателей вертограда. И опять они во время брани не претерпевают в ратоборстве, как подобает воинам Царя Христа Бога, дабы угодить Владыке; посему не получат и даров, и Божественных дарований, но как робкие и малодушные осудятся, оплюются и будут извержены во время воздаяния. Ибо если пред земным, временным и смертным царем бывает так, то что будет пред великим и бессмертным Царем царей, Богом богов и Господом господей? Не будут ли судимы все по достоинству дел, и не воздается ли каждому по делам его? Но о дабы с нами не случилось сего, чада и братия! Не обращайтесь же вспять, и не ослабевайте, стараясь избегать подвигов, в малое время вашего ратоборства; ибо оно так мало в сравнении с бесчисленными оными веками, как одна капля с бесконечным морем, дабы нам чрез нерадение не лишиться бесконечной славы и чести небесного Царства. Посему о добрые братия — воины, сострадальцы, сподвижники, сопутники, (ибо как бы я ни назвал вас, вы все имеете); будем подвизаться, будем трудиться, будем стучаться, будем терпеть. Близок Господь, чтобы увенчать нас, ибо Он видит с небес течение каждого, и соплетает, венцы тем, которые претерпевают до конца. Посему будьте все вы чисты чрез исповедь, мирны чрез смирение, скоры на все по любви к служению; один другого превосходите послушанием, сияя усердием, блистая смиренномудрием. Я желаю, чтобы все вы были такими; и вы можете быть такими, если только захотите.