Catechetical Teachings and Testament

Братия и Отцы! День пасхи приближается, ибо при помощи Божией мы переступили средину поста. Но для чего мы так сильно желаем дождаться сей пасхи, которая бывает и проходит? Разве мы не праздновали ее многократно в (прежние) годы? Так и теперь пасха сия пройдет и окончится, ибо ничего нет в нынешнем времени постоянного и всегдашнего, но все временно и преходяще. И дни и время жизни нашей исчезают, как тень, проходят, как сон, и пробегают, как скороход, пока не приведут каждого из нас к концу нашей жизни. Может быть на это скажет кто-либо: разве не вожделенна пасха? Ей, поистине вожделенна. Ибо можно ли сказать, — нет? Но говорю, та пасха вожделенна, которая бывает не однажды в год, но всегда и всякий день. Какая это пасха? Очищение грехов, сокрушение и смирение сердца, слезы умиления, чистота совести, устранение плотских страстей, т. е., блуда, нечистоты, злой похоти и всякого другого греха и страсти.

Кто сподобится достигнуть в таковые дела добродетелей, тот празднует пасху Господу и совершает светлый и многовожделенный праздник, не однажды в год, как мы сказали, но во всю свою жизнь. Напротив, кто не имеет того, о чем мы сказали, а есть раб страстей и плотских похотей, тот не может праздновать, как должно.

Разве вздумает кто сказать о лежащем на одре в жесточайшей болезни, что он почивает, или о том, у кого разбился корабль и он находится в опасности утонуть, что совершает счастливое плавание. Но это невозможно; ибо как невозможно находящемуся во тьме видеть свет, так и творящему грехи невозможно праздновать и совершать пасху.

О вашей любви, братия, я уповаю на Бога, что вы находитесь в лучшем, похвальном и спасительном состоянии. Наше жительство есть ничто иное, как только приготовление к празднику. Видите ли, что у нас делается! Пение следует за пением, чтение за чтением, поучение духовное [76] за поучением, молитва за молитвою; все это как какой-либо круг носит и соединяет нас с Господом. Есть ли другая какая либо жизнь блаженнее и треблаженнее таковой нашей жизни? Нет не единой.

И так как мы узнали, в чем состоит вождеденная для нас, постоянная и ежедневная пасха, то постараемся, братия мои честнейшие, достигнуть ее, дабы нам праздновать ее по силам нашим, т. е., умерщвлением страстей и воскресением добродетелей. Будем содержать в памяти Господа нашего Иисуса Христа; ибо и Он пострадал ради нас, оставив нам пример и образ, дабы и мы следовали по пути Его. Сказал я это не для того, чтобы нам истязывать согрешения других и осуждать их — ибо это есть тягчайший грех, и подвергает мучению. Напротив, каждый должен осуждать и порицать себя, а не другого; ибо Апостол говорит: кийждо свое бремя, т. е., тяжесть грехов, понесет (Гал. 6, 5). Но только да познаем благодать Божию, которую Он даровал нам, и будем всегда благодарить Его и прославлять как благодетеля; ибо Он не только настоящие блага дарует нам, но работающим Ему до конца даст еще небесные блага, и они наследуют вечную оную небесную пасху. О дабы всем нам достигнуть ее по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 60-Е[77].В неделю четвертую, на весну. О том, что нам подобает обновляться более и более, чрез терпение случающихся с нами видимых и невидимых искушений

Братия и Отцы! Вот зима прошла и настала весна, и мы видим, что все на земле юнеет и обновляется, т. е., деревья и растения расцветают, земля украшается зеленью и цветами, птицы радуются, щебечут и воспевают Жизнодавца Христа, и все прочее обновляется. Видя это, мы радуемся и прославляем Премудрого художника Бога, всякое лето обновляющего мир; и достойно, ибо Апостол говорит: невидимая бо Его от создания мира, твореньми помышляема видима суть (Рим. 1, 20), т. е., от видимых творений Божиих и красоты мира мы уразумеваем и созерцаем оком души, т. е., умом, оный другой мир недомыслимый и несказанный, великую силу Божию.

Посему, когда мы видим обновление мира и веселимся, не должны останавливаться только на одном этом, но проразумевать нечто и большее, т. е., что таковое обновление и украшение мира, бывающее весною, имеет началом и виною зиму. Ибо если не наступит сначала зима, и не произведет снега, дождей, ветров и льдов, не ожесточит и не оледенит земли, то земля не будет иметь весною этой красоты. Тоже бывает и с душею: если душа не освежится скорбями, теснотами, трудами и злостраданиями, то не процветет, не принесет плодов и не получит милости и благословения от Бога, как и Апостол говорит; земля, пившая сходящии на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога (Евр. 6, 7).

Будем братия, и мы, переносить всякую скорбь, всякую тесноту, всякое искушение видимое и невидимое, случающееся с нами, этот подвиг настоящего поста, — голод, жажду и злострадание, дабы и нам принести плоды и получит благословение от Бога, а вместе, с тем, чтобы принять, как гостя и напитать Господа нашего Иисуса Христа. Ибо как мы радуемся и веселимся, видя красоту Его творений, так и Он веселится, видя красоту и плодоносие душ наших. Какие же душевные плоды? Любы радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23); вот какими плодами питается и увеселяется Христос. Блажен, кто питает Его, потому что напитается от Него вечными благами; блажен, кто принимает Его, как гостя, ибо и он, как гость, будет принят Христом в небесном царстве. И если здесь тот, кто удостоится принять в дом свой царя, бывает в великой радости и веселии, что сподобился такой чести и дерзновения, то тем более будет радоваться тот, кто сподобится принять в себя обитателем Царя царей и Господа господей. А что Он обитает в достойных, об этом Сам Он говорит в Евангелии следующими словами: Аз и Отец Мой приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23). И еще говорит: соблюдаяй заповеди Моя, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: И Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам(ст. 21). Посему так как Христос обещает нам столь великие дары и дарования, то и мы будем переносить со всякою радостию за имя Его все скорбное и горестное, слыша говорящего Апостола: ныне радуюся во страданиях моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти, моей за тело Его, еже есть церковь (Кол. 1, 24), т. е., мы, уверовавшие в Него. И Апостол Иаков говорит: всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна: ведяще яко искушение вашея веры соделовает терпение: Терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени (Иак. 1, 2–4). Видите, братия, что в искушениях есть радость и в скорбях веселие. Таково все, что бывает ради Бога. Проводя такую непорочную жизнь, и мы наследуем небесное царство, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 61-Е[78]. В среду пятой недели. О том, чтобы не предаваться лености во, время приготовления к причащению Пречистых Таин

Братия и Отцы! Вчера, когда прибыл в наш монастырь посол от Кесаря, во всех нас тотчас произошло смущение и смятение, и по неожиданности дела возникло много помыслов. Потом, когда узнали мы, что он прибыл не ради нас, тотчас освободились от страха и трепета. Спрашиваю вашу любовь: почему мы так устрашились и смутились, когда увидели посла от Кесаря? Конечно потому, что мы считаем себя не друзьями Кесаря, а великими его врагами, ибо не исполняем его воли и повеления в том, чтобы иметь с ним общение в иконоборческой ереси. Если бы мы были его друзьями и любимцами, то весьма бы возрадовались, зная, что посланный от него приходил к нам всячески ради какого-либо благодеяния и даров.

К чему это мы поведали вам, братия? К тому, что и всякая душа, которая за добрую жизнь и Божественные добродетели удостоится иметь Бога милосердым и милостивым, во время разлучения от тела, когда придет посланный от Бога Ангел взять ее, не смутится и не устрашится, но с любовию будет взирать на него, и с радостию пойдет к своему Владыке. А душа, которая в оный час окажется неготовою и неисправною, смутится и горько восплачет напрасно и без пользы, видя, что ни от кого нет помощи и утешения. Ибо здесь и друг и брат может утешить человека в тесноте и скорби, и несколько ободрить его в страхе, который на него найдет; там же ему ни от кого и никакой не будет помощи, но непререкаемо и немилостиво восхитит Ангел окаянную оную душу. И как только мы услышали об этом и вспомнили об оной тесноте, устрашились.

Итак, размыслим, братия, если наше слово и одно воспоминание оного страшного часа привело нас в страх и трепет, то что будет тогда, когда настанет оное время? И как предстанет оная душа пред страшным престолом Христовым? Послушай, что говорит Пророк Даниил об оном судилище: река огненная течаше пред Ним, тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему (гл. 7, ст. 10); Судия страшен; ничто не утаено от Него; истязание тонко и страшно даже до праздного слова, как говорит Евангелие. Как тогда претерпит это оная душа? Поистине страшно есть впасти кому в руце Бога жива; но еще страшнее тогда, когда она услышит оное праведнейшее изречение, предающее вечному мучению.

Посему прошу и умоляю вас, братия исправимся и приготовимся прежде смерти; покаянием сотворим Бога милостивым и милосердым к нам; соделаем друзьями ангелов, имеющих прийти взять нас; пусть всегда бодрствуют очи ума нашего, и ум наш пусть стоит мужественно против страстей и грехов и отнюдь не повинуется им. А если ему случится несколько поколебаться в своем стоянии, то пусть опят тотчас станет в прежнем своем устроении, угашая слезами разжженные стрелы диавола, и объемлет желание и любовь Христову. Апостол Иаков говорит: много может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5, 16); посему мы имеем нужду в молитвах друг за друга, в особенности же в иерейских; еще нуждаемся в руководстве и советах учителей, т, е. Архиереев, которые имеют великую силу; особенно же и еще больше нуждаемся в слезах и умилении; а выше всего святое причащение.