Catechetical Teachings and Testament

ПОУЧЕНИЕ 70-Е[88]. На Вознесение Христа Спасителя. О том, что мы должны с чистыми помыслами причащаться Пречистых Таин

Братия и Отцы! Ныне настал светлейший день Вознесения; и праздник этот ест совершение искупления Господа нашего Иисуса Христа; ибо он исполнил и совершил всю волю Отца, и потом вознесся в славе на небеса, провождаемый Ангелами и человеками; и нас воздвиг; и естеством нашим, в пресвятой Своей плоти, воссел превыше небес. Какое и скол великое богатство славы Его, и какое величество силы Его, что Он смиренное, презренное и уничиженное наше естество возвел на Царский престол, и соделал покланяемым от всех небесных Ангельских сил. Содержа это в уме нашем, братия, ужаснемся и устрашимся величия Божиих дарований, и будем проводить жизнь достойно Главы Владыки, как Христовы члены, как одно тело с Ним, как сопричастники и сонаследники Его, — в чистоте, в разуме, в долготерпении, в благости, в Духе Святом, в истинной любви, в слове истины и в силе Божией, со всяким послушанием и смиренномудрием, со всякою тщательностию и охранением. Да не произносится ни одно непристойное слово между нами, как освещенными, и ни одно неподобающее слово да не скажется с преслушанием, хотя бы оно казалось добрым и нужным. А оскверняющий плоть свою не член Христов, и злопамятный не член Христов, и недостоин причащения, и всякую иную страсть питающий не член Христов. Посему каждому должно испытать себя, чтобы не был он нечист и злопомнителен. И когда очистится и исправится чрез исповедь, тогда пусть причастится Тела и Крови Христовых. Ибо кто недостойно причащается, подвергается великому осуждению, не разсуждая тела Господня. Посему многие и умирают, когда недостойно причащаются, и одержимые недугами не исповедаются (1 Кор. 11, 29–30). Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были; судими же от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (ст. 32). Посему мы должны быть чистыми и преподобными, что бы нам достойно называться членами Христовыми и причащаться Святых Таин. А если случится нам по невниманию быть побежденными лукавым похотением, или гневом, или яростию, или враждою, или злопамятством, или другим каким-либо грехом, что ненавидит Бог (и не удивительно, ибо мы люди, а не ангелы); то покаемся тотчас, и опять войдем в прежнее устроение и чин; потому что мы освящаемся, если не будем коснеть во грехе. А кто пребывает во грехе, подвергается беспощадному суду. Или мы не знаем, что смерть приходит внезапно и безвестно, и похищает нас? Вот вчера, когда мы навестили больного Епископа, нашли, что он был в великом томлении, весь горел в жару горячки, весь страдал в скорби, обращал взор свой туда и сюда, и нигде и ни от кого ни находил никакой помощи, кроме одной совести, правой или неправой. Не тоже ли будет и с нами? Но что это такое? Не есть ли это сон и тень в сравнении с будущими мучениями, в сравнении с оным огнем страшным и никогда неугасающим, где червь не умирает, тьма не проходит, узы не разрешаются, тартар пределов не имеет, скрежет зубов не перестает, и все прочие мучения бесконечны. Если бы мы, братия, размышляли об этом, то не покоили бы тела, и никто бы не завидовал, ни оскорблял бы никого, ни гневался, ни спорил, ни осуждал, ни лгал, и не делал бы никакого зла. Итак, будем жить в мире, будем проливать обильные слезы, будем кротки, имея искреннюю любовь друг ко другу, и будем с усердием исполнять все то, что заповедано, дабы нам и вечной муки избежать, и жизнь вечную получить, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 71-Е[89].В неделю Пятидесятницы. О сошествии Святого Духа, и о смерти несчастного Евтропиана

Братия и Отцы! По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать святую Пятидесятницу, т. е., сошествие Святого Духа; ибо Христос сказал Апостолам: уне есть, не только вам, но и всему миру, да Аз иду, — да приидет Дух Святый Аще бо не иду Аз, Утешитель, т, е. Дух Святый не приидет к вам. Аще ли же иду, послю Его к вам: и пришед Он, наставит вы на всяку истину (Иоан. 16, 7, 8, 13). О великое чудо обетования и дара! Не Ангела и не человека обетовал послать, но Самого соестественного Духа, Который исходит от Отца, Вины сына и Духа. Единородный Сын и Слово Божие, исполнив отеческое дело Бога и Отца, возшел на небеса; и тогда сошел Дух Святый, не иной Бог (да не будет), но, как сказано, иной Утешитель.

Неизреченна и неизъяснима милость и любовь, которую имеет Бог к человекам. Утешение наше Бог. Утешает Бог Дух Святый душу скорбящую и огорченную, дабы она не изнемогла в случающихся с нею скорбях, как об этом свидетельствует и Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни: но утешаяй смиренныя утеши нас Бог пришествием Титовым (2 Кор. 7, 5–6). Утешает Он и укрепляет сердце устрашенное бесами, возводя оное чрез благонадежие и дерзновение к непобедимому мужеству, как говорит Давид: яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси (Пс. 85). Он увещевает мятежливый [90] ум к миру и тишине, как и Апостол свидетельствует, говоря: по Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе: примиритеся, т. е., имейте мир с Богом (2 Кор. 5, 20). Видишь ли безмерное и неизследованное снисхождение и смирение? Видишь ли несравненный и невместимый дар? Горе на небесах Единородный Сын молится за нас Отцу, как написано: Христос Иисус, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас (Рим. 8, 34). Подобным образом и Дух Святый долу на земле многообразно утешает нас. Итак, что воздамы Господеви о всех сих дарованиях, яже воздаде нам (Пс. 115. 4)? Не то ли, о чем говорит Псалом: вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе, избавляй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его (Пс. 34. 10)? И еще: помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120, 2). И: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс. 93, 17). И еще: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек (Пс. 117, 6) Так как мы имеем такого помощника и Утешителя, Святого Духа, непобедимую силу, великого поборника и Бога и спомощника, то не устрашимся и не убоимся, братия мои, устрашения врагов. Не убоимся врагов наших бесов; но имея помощником своим Самого Бога, будем опять день ото дня мужественно переносить подвиги иноческие и исповеднические; не убоимся прелести диавола, не устрашимся всегдашних его нападений, и угасим вожделение плоти, опаляющие и сожигающее душевный дом. Ибо греховное пожелание есть не наслаждение и радость, но болезнь и лютая скорбь, не увеселение, но сумасшествие и злое извращение. Это знают те, которые впали в неистовство плотского похотения и любви, а потом покаялись и обратили любовь и желание к Богу. Сей Божественной любви что может быть усладительнее и святее? Такой человек хотя и тело носит, но живет в мире сем подобно бесплотному, пребывая выше видимого; в душе его тихо и кротко всегда волнуются волны благодати Св. Духа. Но почему похоть плотская и сладострастие побеждает нас всегда, и так изменяет нас и соделывает удобопреклонными (ко злу), что, приникнув долу к земле, к плоти и крови, чрез это вовсе удаляемся от благого Бога?

Слышали ли вы, что потерпел жалкий Евтропиан, о котором мы ныне узнали, что он умер? И умер он, горе моему окаянству, не временною (только), но и вечную смертию; соплетшись с Евою, извергнул свою душу. О что потерпел он окаянный! Вы знаете, как прежде над главою его сиял светильник благоверия и подвижничества. Не был ли он заключен со мною в темнице, как исповедник? Не был ли возведен в достоинство эконома в Саккудионовом монастыре? Не был ли дважды биен и не подвизался ли за исповедание Св. икон похвально и досточудно? Но после что случилось с ним? Так как он был экономом, и имел у себя всю монастырскую казну, и собирал приношения, то и прельстился золотом, увлекся сребролюбием, и увы, подобно Иуде предал Христа; отрекся обета девства и, как другой Гиезий, купил поля и виноградники, волов и овец, и таким образом наследовал не только его проказу, но и мучение [91].

Видите, братия мои, что сделало сребролюбие! Умоляю вас, будем удаляться этой скверной страсти, которая есть корень всех зол, содетельница предательства души. Видите, что соделало неверие! Будем убегать тьмы, которая отлучает от единения и содружества с нашим Владыкою. Христом Богом нашим. Будем убегать и всякой другой вредоносной страсти, которая борет окаянную душу, как-то: ярости, зависти и гнева. Евтропиан потерпел это за то, что по самолюбию верил своему мнению и не принимал никакого доброго совета, и жил самочинно, не повинуясь другому брату. Избегайте особничества, если хотите убежать от угрожающего гнева Божия. Божественное Писание говорит: горе тому единому, егда падет в некий грех, и не будет втораго воздвигнути его (Еккл. 4, 10). Этому и подвергся окаянный Евтропиан, о котором мы говорим; ибо если бы он имел друга, то хотя бы он и пал, был бы восставлен им от падения, покаялся бы и оплакал бы грех свой. А так как он не имел никого, кто бы помог ему, то и погиб душевно и телесно, пошел в то место, которое возлюбил. Печальна и плачевна повесть эта, братия; она достойна поведания, как пример страшный и ужасный. Посему и Писание говорит: мняйся стояти добре, что он девственник и свят, да блюдется в уме своем да не падет (1 Кор. 10, 12). Кто скоро идет, остерегайся, чтобы не преткнуться и не пасть, видя сего сначала успешно совершавшего течение, а после павшего в пропасть. Его считали Ангелом летающим, а не братом; однако он воздремал и пал; а что этому причиной? — сребролюбие. Если бы не было на нас, братия, гонения, то и я не беседовал бы о сребролюбии, но так как мы бываем гонимы один тут, а другой там, и нам необходимо бывает иметь попечение о своей жизни: то нам внимательно должно блюстись, чтобы не впасть в обольщение сребролюбия. Ради сего сребролюбия сребролюбец, чтобы умножить тленное [92] сребро, не хочет иметь сожителя. От этой скверной страсти приверженный к деньгам не имеет любви к братиям своим. От сего и ноги его не знают отдыха и покоя, но обходят и бегают туда и сюда, как малые псы в надежде получить пенязь от какого-либо христолюбца. От сего одни приобрели рабов, сами будучи рабами страстей, и потеряли правое достоинство владык; другие сверх потребности приобретают вещи и одежды; а иные занимаются куплею и продажею, делают торгашеские прибытки.

Видите, братия, суд Божий. Видите всевидящее, неусыпное око Божие, от которого никто не утаится, хотя бы что помышлял и в тайне сердца, тем более, что совершает но внешнему человеку. Видите, братия мои, посечение смертное; ибо и ныне двое умерли, — Тимил и Варнава, а некоторые прежде, и один по одному отходят. Посему умоляю вас, чтобы не застала кого смерть неготовым и неисправным; ибо не малое горе и ужас отпасть от Бога и царства небесного. Суд и воздаяние вечное тому, кто не сотворит угодных Богу дел, какового суда не перенесет никакая плоть; ибо и помыслить о сем в уме своем, прежде нежели подвергнуться истязанию, есть уже мучение. Дабы и нам, смиренным возможно было избежать гнева Божия, грядущего на сыны непокорливыя (Ефес. 5, 6) будем совершать добрые дела, да возвеселится Господь о делах своих (Псал. 103, 31). Хотя отныне и впредь будем очищать себя, обновляя свои души по воле Божией. Близь Господь всем призывающим Его во истине (Псал. 144, 18). Будем всякий день каяться, и Бог простит нам грехи, утешит нас и дарует нам жизнь вечную, которую да сподобимся получить, о Самом Христе Господе нашем, Ему подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 72-Е[93]. На предпразднество Божественного Преображения Господа нашего Иисуса Христа. О том, что нам должно хранить красоту и благообразие души и девство неоскверненным, и о покаянии

Братия и Отцы! Сподобившись праздновать и совершить ныне предпразднество Божественного Преображения, от сего святого праздника в немногих словах сотворим начало поучения и наставления, дабы исполнить свой долг. Да будет нам известно, что все господские праздники приводят на намять тайны пришествия во плоти и явление Господа Спасителя нашего Христа, как например: как Он родился, крестился, был погребен, воскрес в третий день и вознесся во славе. Но праздник славного Его Преображения открывает и прообразует состояние будущего века. Ибо как лице Его просияло подобно солнцу, и одеяние Его стало белым, как свет дня; так Он и опят сойдет с небес, как молния, с силою многою и страшною славою судить вообще весь мир. И как во время Преображения были с Ним на святой Фаворской горе Петр, Иоанн и Иаков; так и тогда в небесном царстве святые со Христом будут наслаждаться неизреченными благами.

К сему кто и какой человек достаточен, и столько совершен, и достоин войти в оную радость? Кто другой, как неимеющий житие чистое и неоскверненное? Ибо Бог наш чист, или лучше, Он ест свет высочайший и совершенный, и приемлет чистых и святых. Он дал каждому из нас душу чистую, чистою ее и от нас ищет; ибо так как Он сотворил ее по образу и по подобию Божию, то явно, что и она, как царица Богоначальной красоты, сотворена преукрашенною от Бога. Познав это, Пророк песнопевец говорит так: Господи волею твоею подаждь доброте моей силу (Псал. 29, 8), т. е., доброте и красоте души, говорит он, не дай обратиться к смрадным греховным страстям, дабы она, сделавшись безобразною и бесчестною, не отпала от Бога, от Божественных дарований и воздаяний. Итак, поелику признано, что мы имеем такую благообразную душу, прекрасную и благолепную, и получили ее, как залог и вверенное достояние, то необходимо нам в день судный отдать ее Богу, Который нам даровал ее. По сему умоляю вашу любовь и напоминаю вам, возлюбим эту красоту девства, и сохраним это благолепие. И не обратим нашего ума и любви сердца нашего к красотам мира и к красоте плоти и крови, ибо это не красота, но подобие красоты, вернее же тление и гнилость. Сие мы можем познать от конца вещей; ибо кто ныне сияет красотою и благолепием, тот завтра полагается во гроб и смердит, и все бегут от него. Таким образом естество человеческое не имеет, братия, никакой красоты; прекрасна одна только добродетель человека, которую нам по преимуществу должно любит всею нашею любовию.

Но так как часто бывает, что душа увлекается грехом, и делается от нечистых помыслов черна и безобразна (да это и не возможно, чтобы не был кто уязвлен; ибо кто похвалится чисто имети сердце? (Прит. 20, 9)); однако же, если мы и согрешаем, то опят немедленно будем заглаждать грехи, и опять возвратимся в прежний чин и устроение, дабы зло не закоснело, и не породило смерти. Отнюдь никто не должен говорить: "я соделал много грехов, и не могу очиститься". Таковый пусть послушает Пророка, который говорит: аще будут греси ваши, яко багряное, т. е., черны как смола, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, т. е., как кровь, яко волну овчую убелю(Исаии 1, 18). Видите, братия, неизреченное Божие человеколюбие, как Он не только очищает грешника, но и красоту ему возвращает, дабы он каялся. Мы имеем для сего много примеров, и во первых Давида, который был Пророком. Хотя он и впал в грех прелюбодеяния и убийства, однако не пришел в отчаяние, но тотчас покаялся и много плакал а потому и опять получил дар пророчества, который имел прежде. Манассия царь Израильский соделал много зла, ибо пятьдесят два года был идолопоклонником; но так как раскаялся, получил спасение. Петр верховный Апостол но троекратном отречении плакал горько, и опять принял первенство Апостольской благодати. Мария Египетская, — оставим прочих, — не превзошла ли в блуде всех жен блудниц? Но так как она принесла чудное и достославное покаяние и взошла на верх добродетели, то такой сподобилась от Бога благодати, что по водам ходила, как по земле. Таким образом никакого нет извинения тому, кто хочет спастись; не спасается только тот, кто не любит свое спасение и добровольно хочет мучиться. Но зачем мы умираем вечною смертию и не любим жизни? Благий наш Владыка всегда взывает и говорит ко всем: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. 11, 28); но мы не хочем сбросить с себя бремя наших грехов. Опять Господь говорит: Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный (Иоан. 8, 12); а мы ходим темным и противным путем; дела наши говорят: не хотим в путех Твоих ходити. За то и услышим: ходите светом огня вашего, и пламенем егоже разжегосте (Исаии 50, 11); ибо таковая творящии, сказано, царствия Божия не наследят (Гал. 5, 21). Но да не будет сего с нами. Вы друзи Мои есте, говорит Господь, аще творите, елика Аз заповедаю вам (Иоан. 15, 14). Посему должно нам со всем благим усердием исполнять все, заповеданное нам, дабы сподобиться быт другами Божиими и наследовать небесное царство, о самом Христе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ 73-Е.На Успение Пресвятой Богородицы. О бывшем здесь духовном торжестве, и о стяжании царства небесного

Братия и Отцы! По временам бывают торжества, то тут, то там, как и нынешнее в Никомидии; и люди спешат на эти торжества для купли и продажи. Но это бывает не долго, и опять оканчивается и проходит; ибо жизнь каждого человека проходит; а торжество души одно, и никогда не проходит. Покупается же, на этом торжестве, не золото и серебро, не одежды и украшения, ни другое что тленное и земное, но спасение души, жизнь вечная и царство небесное. О нем мы должны иметь всякое попечение, так как в этом состоит наш долг; однако многие из людей мало об этом пекутся, и, все свое тщание и любовь устремляя к тленным и суетным вещам мира, во зле и окаянстве проводят все свое время. Но не погубим, братия, благой нашей купли, т. е., спасения нашей души, слыша Господа говорящего, что царствие небесное внутрь сердца вашегоесть (Лук. 17, 21). Посему потщимся ради оного каждый день совершать куплю не золотом и серебром, по православною верою, чистым и неукоризненным житием, послушанием, терпением, смиренномудрием, долготерпением и кротостию, а больше всего любовию, которая собирает и совокупляет произволения многих в один союз совершенства. Об этом и Христос сказал в Евангелии: подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисирей: иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся елика имяше вещи и купи оный бесценный бисер (Мат. 13, 45–46). Понимаете ли, братия, что вы мудрые купцы, оставившие все свое имение, мирскую радость и все что в мире, и вместо всего этого купившие добраго и предоброго, превосходного и многоценного бисера, Иисуса Христа и Бога нашего; потому что вы взяли крест, и последовали за Ним в преподобии и правде?