«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вы прежде жаловались мне, что страх смерти напал было на вас. Но наиболее должно бояться тем, кто не имеет сего страха... (преп. Антоний, 22, с. 137).

Вот, матушка, не только старые, но и юные умирают. А посему и мы не должны беспечальными быть, но опасать­ся, чтобы смерть и в нашу келью когда не пожаловала нежданная. Почему будем молиться и бдеть, ибо блажен раб тот и блаженна раба та, коих смерть обрящет бдящих, недостойни же и окаянни тии, ихже обрящет унывающих и погруженных в нерадение (как в сон) о спасении своей бедной души (преп. Антоний, 22, с. 155).

Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близко и к старым, и к молодым, и монахам, и мирянам одинаково, часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой (преп. Варсонофий, 5, с. 77, от 02.11.1908).

Гроб прежде был страшен, а как полежал во гробе Христос — он стал Чертогом Царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная Любовь испи­ла до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался Сам Бог богов, Сам Царь царей. И но­сящий эти украшения-язвы есть истый подобник Иисуса Христа (преп. Анатолий, 7, с. 133—134).

...Провидеть... вашу участь о смерти мне, непотребному, не открыто, а потому и не смею о сем не токмо писать, но даже и думать. Напомянуть же вашей любви решаюсь, что нам Сам Спаситель предал во Святом Евангелии, что смерть яко тать <настигает>, да и преподобный Иоанн Лествичник пишет: «...смертная <память> да совозлегает и совосстает от одра», а как мы с тобою от самочиния и от сладост­растных действий, ярости и вспыльчивости повредили свое здоровье ..., то таковые, поврежденные, редкие до старости маститой доживают, но в цветущих летах смерть их похи­щает. Сие-то мне удивительно, что вы сами себя почитаете за урода, а смириться не понуждаетесь! (преп. Лев, 165).

Чувство твоей болезни заставляет тебя помышлять о приближающейся смерти, что хорошее дело. Писание го­ворит: «помни последняя твоя, во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39). Притом и о прежних грехах воспомянувши, кайся, и смиряйся, и помышляй о том, от чего происходили грехи, как не от того, что не имела смирения, но противный сему порок. И паки речем: смирись, и помилует тя Господь (преп. Лев, 173).

Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, как если внезапно, нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета; покаемся и живы будем душою вечно (преп. Лев, 220).

Для возбуждения нашего нерадения и сие приводить себе на память нужно всегда, что мы смертны, жизнь наша весьма скоропреходяща и неизвестностью смертного часа очень опасна, ибо хотя и известно знаем, что умрем, но не знаем, когда умрем: сегодня ли или завтра, рано ли или поздно, в день ли или в ночь. Сия судьба каждого человека совсем неизвестна, когда кого посечет смертная коса, и в каком устроении обрящет: готового ли благими делами, или неготового и злыми преисполненного. В чем бо заста­нет кого, в том и пред Богом на суд представит, и от дел своих всяк или прославится, или постыдится. И никто нам в часе оном смертном не поможет, только с Богом добрые дела (преп. Моисей, 326).

Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самого Господа, глаголющего во Евангелии: «будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24, 44). Пишешь, что если начнешь готовиться и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душою, а не телом (преп. Амвросий,.-23, ч. 3, с. 139).

Пастырь

Когда проходите начальство не для своих выгод и спо­койствия, но для спасения ближних, то оное неминуемо сопряжено со скорбями и с не спокойствием. А ежели для чести, славы и наслаждения начальствовать, то и сам, и подчиняемые бедственно погружаются от волнения стра­стей, «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок…» (Ср.: Еккл.10, 16) (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 85).

Не имея давно сведений о твоем пребывании, не знаю, как возмогаешь о Господе в трудоношении бремени, воз­ложенного на тебя, — пасти словесное стадо бдительно. И какая потребна бодрость, когда недремлющий супо­стат наш, яко лев рыкая, ходит, ища кого поглотить, и тем паче, что он лежит втайне, яко лев во ограде своей. Воздрема душа моя от уныния, — и вот могло сделать­ся похищение из здешнего стада (преп. Моисей, 286).

Приключения домашние в хищениях и у нас случа­ются нередко; братских разных требований почти еже­дневно, — кто куда простирается, кто чего желает и просит!? Иной выхода, другой определения, а кто постри­жения. Все потребно нести, и молитвою ко Господу о всех и каждом сыскивать успокоение (преп. Моисей, 289).

Господь Всеблагий да даст тебе благодать и милость во благовременную помощь во всех затруднениях и недоуме­ниях по обязанности, на тебе лежащей. Благожелание ко всем и каждому сохранит любовь, не побежденну злом, а искание во всем Божией воли и преданность ей облегчит труд. О братиях, искушаемых десными и шуиими наветами врага, будем молить Бога, да наставит их на путь Свой и сохранит от всякого зла, и все борения и побеждения обратит в пользу их, и нашу тут же, которые обязаны носить немощи немощных и заботиться о спасении душ их, как и о своей (преп. Моисей, 292).