«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29). Видишь, чему более повеле­вает Господь научатися — смирению и кротости, кото­рые только могут нас успокоить, но наука эта не от одного раза и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощью Божиею (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 491).

...Когда смиришься, и получишь мир и успокоение... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 70).

Ты думаешь, вышедши в другой монастырь, успокоить­ся: кто знает, найдешь ли покой? Покой обретается в сми­рении, так нас Господь научил (Мф.11, 29). Не смотри на чужие немощи, а внимай себе и сопротивляйся страстям, проси Божией помощи, и Господь вразумит тебя и укрепит тебя в истинном пути (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 139).

...Чтобы не иметь никакой скорби и вдруг получить спокойствие — это отнюдь не возможное дело; когда все страсти победим, уничтожим гордость и стяжем смирение, тогда обрящем и покой, ибо и Господь повелел учиться от Него кротости и смирению, для обретения покоя (Мф.11, 29) (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 613—614).

...Мы, осуждая других, себя мним нечто быти и лиша­емся спокойствия; вы знаете Господнее слово: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29), то если не имеем спо­койствия душевного, значит, не имеем смирения и крото­сти (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 10).

Вы желаете спокойствия и мира душевного, но никак не можете его достигнуть. О! это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного... (Мф.11, 29). А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь, прежде крестной смерти Своей, много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем, и нам оставил Собою образ, да последуем сто­пам Его... Еще скажу вам: мир и спокойствие есть вели­кая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы — духовные воины —- должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смире­нием, обвинять себя, а не других, и умалив (таким образом) страсти наши, т. е. победив их, а паче гордость и возноше­ние, гнев, ярость и проч., тогда и сего дара удостоимся — мира душевного (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 402—403).

Из двух писем ваших вижу, что вы все находитесь в малодушии и скорбях... да что же делать? Куда от них укрыться? «И ново небо и землю нову аще бы могли устроить, и тогда покою обрести не возможем». Он обре­тается в смирении и кротости, по словеси Господню (Мф.11, 29) (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 181).

...Эту мысль отложи, что другим предоставлен покой, а тебе только нет. Какой покой? Хоть на небо занеси без смирения, не обрящешь покоя, и там страсти не дадут покоя. Веруй сему и старайся здесь их исторгать... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 535).

...Мы ищем покоя, а оный нам не на пользу. Покой обретается в кресте и в предании себя воле Божией, и пока страстями боримы и плохо на них вооружаемся, то покоя нельзя обрести (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 392).

Ты пишешь, что в это время занималась книгами и прочее, «забыв, что есть люди», но не мни, чтобы эта твоя тишина была благонадежная, а предварившая настоящее волнение. Ведь и море во время тиши предвещает бурю и волнение, а твоя тишина и не могла быть прочна, сокры­тым бывшим внутрь тебя страстям и непобежденным (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 86).

Ты пишешь, что теперь во всем покойна, и опаса­ешься, будет ли от сего польза? Не надейся на сей твой покой, будет еще и брань к познанию твоих немощей и увидению страстей, впрочем, не убойся сего, Бог посылает по мере сил наших, как можем понести, чтобы и обуча­лись в брани и в смирение приходили, а истинный покой рождается от истинного смирения, до которого ты еще далека (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 229).

Т. У. помянула, что без внешнего покоя невозможно иметь внутреннего, это ошибочно; мы видим многих во вся­ком внешнем упокоении, но внутренно смущающихся; по­кой доставляет смирение (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 630).

...Куда бы вы ни заехали, хотя в дальние страны, но пока не смиритесь, не можете успокоиться... Вы думаете, что, переехавши в другое место, где вас не знают, будете уже и покойны, но, напротив, это будет так на две недели или на месяц, а там те же брани на вас восстанут, и вы только и будете с места на место переходить... (преп. Макарий, 24, т. 5, с. 669-670).

...Упоминаешь о своем устроении и спокойствии, но оному советую не доверять и не обольщаться, а более взи­рать на мимошедшее время жизни и окаивать себя; да почему знать, может, и мнимое спокойствие не есть ли подсада вражия, дабы обеспечилась, что уже спасена?., (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 92).