«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Приветствую о Господе скорбного А. И. Ему полезно в болезни от душевного потрясения прибегать к целебнику Пантелеймону и преподобному Моисею Угрину, а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему бегать к Святителю Николаю, священномученику Фоке Иоанну Воину (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 186).

Как скажешь: «Вси святий, молите Бога о мне!» — так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» — и будет тебе приобретение (преп. Нектарий, 13, с. 96).

Говорил <старец>: «Премудрость созда себе дом, а потом она сказала: кто неразумен, обратись сюда! И ску­доумных приглашала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, еже растворих вам, и просите разума ведения». — <Сест­ра Н.> сказала: «Батюшка! чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспом­ни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их, а сама стала просить, упросила» (преп. Амвросий, 1, ч. 1, с. 106—107).

Окончательно ничего не предпринимайте, не отслужив молебна Спасителю, Матери Божией и всем святым. Если духом будете покойны, то намерение можете приводить в исполнение, если же страх и боязнь по болезни почувст­вуете, то не следует (преп. Анатолий, 9, с. 89).

Обращаться за помощью к покойным старцам и во­обще к непрославленным святым надо так: «Со святыми упокой, Господи, душу (имя рек) и его святыми молитвами помилуй нас» (преп. Никон, 8, с. 316).

Помощь сестрам

Приходящих к тебе за советом и утешением сестер не презирай. А сначала молитвенно воздохни ко Господу и скажи мысленно: «Господи, за молитвы пришедших ко мне сестер вразуми безумие мое сказать ей слово на пользу». И говори, что Бог положит тебе на сердце, при том укоряя себя в том, что людей учишь, а сама не исполняешь того, чему учишь, и молись в уме, чтобы не послужило это к твоему осуждению (преп. Иосиф, 11, с. 264).

Для сестер, находящихся под твоим ведением, почи­тать что-либо полезное можно с самоукорением: других учу, а сама хуже всех живу (преп. Иосиф, 98).

Помыслы

Помыслы стужающие и беспокоящие имеют многое различие: прилог, или приражение помысла, не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется — к ним ли, или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстями, считается грехом и подлежит покаянию. Не в силах бу­дучи сами противиться оным, должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Когда кто одолеваем бывает помыслами, то это знак, что предварила гордость, и потому надобно чрез оные более смиряться (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 449—450).

Ты не понимаешь, как это: «побеждать и побеждать­ся от нас зависит»? А как же иначе? приходит прилог какого помысла скверного; в твоей воле состоит принять оный или отвергнуть; когда сочетаешься с ним и сложишь­ся, то уже пленилась и стала побеждена, а когда отвергла прилог, то победила... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 260).

Сопротивляйтесь первому прилогу мысленному, со­крушайте младенцы вавилонские, пока они еще младенцы — молитвою и смирением, а когда возрастут, то будут исполинами и трудно им сопротивляться (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 574).

О помышлениях же ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: «весть Господь помышления чело­веческая, яко суть суетна» (Пс.93, 11). А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично вам говаривал, но вы при­выкли беспокоиться по-пустому (преп. Антоний, 22, с. 36).