«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего — любовь к ближним — к слабым, немощным, больным, плененным страстями се­страм (преп. Анатолий, 7, с. 91).

Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо сми­ряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлева­ющее действие блудных помыслов от услаждения ими — надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержани­ем от этих помыслов (преп. Никон, 20, с. 21).

...Страстные волны и <бури> чрез помыслы и сонно-мечтаниями обуревают твою душу, и во оных находишь себя виновною нерадением, леностью и прочим. Это спра­ведливо, что вины подаешь, но во всех оных твоих пополз­новениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. <Хорошо и> об страстных делах не иметь никаких разговоров, кроме откровения <духовной> матери, которое весьма бы было для тебя полезно, но я вижу, ты по оным пред нею закосневаешь от стыда, и сие есть вид гордости (преп. Лев, 161).

...Упоминаете, что иногда блудною мыслию побеждаетесь и сребролюбием, не иметь таковых совершенно мыслей свойственно только естеству ангельскому, а не человеческому. Нам же, ежели что и когда прилучится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием, себя же укорением ко Врачу Небесному; человеколю­бивый Господь мало того что прощает наши бесчисленные грехопадения, но еще и в сыновление приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришедший на землю, стал при­зывать сперва грешников, дабы никто из нас своего спа­сения не отчаивался (преп. Лев, 206).

Смиряйся пред младшими тебя, живи воздержанно, не наедайся до сытости, ибо от сего умножаются помыслы. Если будешь себя очень смело и вольно держать, то не миновать тебе лютой плотской борьбы (преп. Иосиф, 11, с. 262).

В страстных и греховных помыслах не должно раз­бираться, но употреблять против них меч духовный. Это тебе и В. говорю, а размышлять о страстных помыслах и разбирать их — только усиливать их. От пристрастия да хранит всех Господь. Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, так же и выслушивать исповедь надо с молит­вою, то и вреда не будет. А лишних разговоров или под­робных разъяснений не надо делать (преп. Иосиф, 113).

Значит, тебя обманывает лукавый и льстит. При на­поре блудных помыслов клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются (преп. Анатолий, 7, с. 324).

Против нечистых помыслов меч духовный употреб­ляй — имя Божие. Покаяние надо приносить Господу; не должно и от духовного отца скрывать. Объявляемые струпы скоро исцелеют (преп. Иосиф, 101).

Помыслы о самоубийстве

Братья твои Владимир и Василий и сестра Вера люди свободомыслящие. — Жаль их. Но что же делать? Мо­лись о них усерднее такою молитвою: «Устрой, Господи, о братьях моих и сестре (имена) полезное и спасительное по воле Твоей Святой». — Сестре твоей Вере, склонной к самоубийству, великую пользу могла бы принести ис­кренняя и смиренная исповедь пред духовным отцом в своих заблуждениях (преп. Иосиф, 104).

Помыслы хульные

Очень жалею о твоем смущении, от врага происхо­дящем.

А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага, он и на небе хулил Господа... Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостью, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то-то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение-то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 252-253).

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. От­нюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет святитель Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве». Но помыслы сии хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение... (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 165-166).