«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряй­те себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других. Первые без последних не вменяют­ся в грех (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 199—200).

Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 75).

Поношения

Если тебя за уединение считают гордою — радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся (преп. Ана­толий, 7, с. 64).

...Пошла Бога ради в монастырь, терпеть все Господа ради, ради Жениха Иисуса, положившего за нас живот Свой, умершего бесчестною смертью на кресте. Вот Он и тебе готовит Свою славу скорбями и поношениями. И будешь с Ним во веки: и уверял, и уверяю тебя истин­ным словом. Не моим грешным словом, а словом Его, Госпо­да Иисуса: «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17) (преп. Анатолий, 7, с. 156).

Попущение Божие

Тебя блазнит то, что, может быть, по козням вражиим мать Игуменья не заставляет теплить лампаду пред мощами. Апостол Павел был повыше матери Игуменьи, да и тот о себе пишет: «раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1Фес.2,18). Поэтому ничему не удивляйся, а считай это попущением Божиим. И ни на что не блазнись, а лучше последуй совету свято­го Лествичника, который пишет так: если хочешь иметь гнев и злопомнение, то имей их не на людей, а на бесов, искушающих людей. Также оставь и неуместную ревность, почему то или другое не делается по порядку, как тебе думается, а лучше... внимай себе, и довольно будет дела этого для тебя, по сказанному: каждый бо от своих дел прославится или постыдится (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 54).

Послушание

...Послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 27).

..Какое дадут тебе послушание, я не знаю, только во всяком надобно иметь страх Божий и внимание... (преп. Макарий, 24, т.3, с. 91).

...О послушании скорбь твоя проистекает из тех же источников — тщеславия и самомнения, — но плода сми­рения нимало в сем не усматривается. Святой Иоанн Лествичник пишет: «от послушания рождается смирение» — а у тебя напротив. Послушание состоит не в том одном, чтобы укачествоваться в каком-нибудь деле, но в отверже­нии своей воли и разума и покорении оных другим. За сие бывает брань и смиряет нас. Полезно и участвовать в делах послушания, но когда случающиеся нам при оном досады и укоризны принимаем без ропота, но с самоукорением и познанием своей немощи, отчего наша славолюбивая часть укрощается, также и яростная изнемогает. А когда только питаемся мыслию, что мы проходим послушание, то больше еще гордостью обольщаемся и вместо пользы вред полу­чаем, ибо «плод духовный есть любы, радость, мир, долго­терпение...» (Гал.5, 22) (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 125)

...Возлюбленное чадо мое, если хочешь видеть дни свои благи и избегнуть всех сетей вражиих, явных и тайных, то ничего не скрывай и не утаивай от святой и преподобной Матери своей. Сердце твое пред нею, как книга разогнутая, да будет всегда раскрыто; самосмышлению своему не верьте ни в чем; без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какового и внешнего упражнения, но и самая молитва, т. е. келейное правило, количество покло­нов, чтение книг, воздержание, пост, бдение, труды и про­чее, если не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою Материю вашею, то и Богу не будут приятны (преп. Антоний, 22, с. 233—234).

...Когда Сам Христос Спаситель наш послушлив был не на время некое краткое, но до смерти, посему если и мы с вами будем всегда послушливы, то будем всегда и счастливы. Но то наше горе, что лютая страсть самолю­бия соделала волю нашу железною, то есть непреклонною к послушанию: часто представляется нам, что мы и умны, и лучше можем видеть других, и прочее (преп. Антоний, 22, с. 242).

 Зачем же Паша собирается уходить? Надо и помысл сей прогонять от себя. Послушание есть великая добро­детель, и если вред какой думает она получить от послуша­ния, то благодать Божия покроет ее, только чтобы сама не предавалась нерадению и беспечности (преп. Иосиф, 110).