«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Послушание

...Послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 27).

..Какое дадут тебе послушание, я не знаю, только во всяком надобно иметь страх Божий и внимание... (преп. Макарий, 24, т.3, с. 91).

...О послушании скорбь твоя проистекает из тех же источников — тщеславия и самомнения, — но плода сми­рения нимало в сем не усматривается. Святой Иоанн Лествичник пишет: «от послушания рождается смирение» — а у тебя напротив. Послушание состоит не в том одном, чтобы укачествоваться в каком-нибудь деле, но в отверже­нии своей воли и разума и покорении оных другим. За сие бывает брань и смиряет нас. Полезно и участвовать в делах послушания, но когда случающиеся нам при оном досады и укоризны принимаем без ропота, но с самоукорением и познанием своей немощи, отчего наша славолюбивая часть укрощается, также и яростная изнемогает. А когда только питаемся мыслию, что мы проходим послушание, то больше еще гордостью обольщаемся и вместо пользы вред полу­чаем, ибо «плод духовный есть любы, радость, мир, долго­терпение...» (Гал.5, 22) (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 125)

...Возлюбленное чадо мое, если хочешь видеть дни свои благи и избегнуть всех сетей вражиих, явных и тайных, то ничего не скрывай и не утаивай от святой и преподобной Матери своей. Сердце твое пред нею, как книга разогнутая, да будет всегда раскрыто; самосмышлению своему не верьте ни в чем; без благословения и одобрения духовной матери своей ничего не начинайте, не только рукоделия какового и внешнего упражнения, но и самая молитва, т. е. келейное правило, количество покло­нов, чтение книг, воздержание, пост, бдение, труды и про­чее, если не будут рассмотрены, одобрены и благословлены святою Материю вашею, то и Богу не будут приятны (преп. Антоний, 22, с. 233—234).

...Когда Сам Христос Спаситель наш послушлив был не на время некое краткое, но до смерти, посему если и мы с вами будем всегда послушливы, то будем всегда и счастливы. Но то наше горе, что лютая страсть самолю­бия соделала волю нашу железною, то есть непреклонною к послушанию: часто представляется нам, что мы и умны, и лучше можем видеть других, и прочее (преп. Антоний, 22, с. 242).

 Зачем же Паша собирается уходить? Надо и помысл сей прогонять от себя. Послушание есть великая добро­детель, и если вред какой думает она получить от послуша­ния, то благодать Божия покроет ее, только чтобы сама не предавалась нерадению и беспечности (преп. Иосиф, 110).

С Анютой же управляйтесь, как вам Господь внушит. Написали вы, что показывали ее доктору, который говорил, что она должна, как можно тяжелее, нести труды физиче­ские, а она между тем всегда сказывается бессильной. Тя­желые труды и здорового человека могут сломать и сделать бессильным. А по моему грешному мнению, пусть она хоть и легкое имеет занятие, только чтобы всегда была за делом. Для рассеяния угнетающих помыслов и это полезно. Дела же такие должны быть, чтобы она была в движении, напри­мер, мести пол, мыть посуду и подобное (преп. Иосиф, 81).

Два письма от вас, одно по почте, а другое с оказией, получил. Поскорбнываете, что живете в суете и попечении о разных постройках и перестройках. Эта суета за послуша­ние творится. Нужно же кому-нибудь заботиться об обите­ли. При суетных по видимому делах в обители старайтесь, Матушка, помнить, что дела эти вы исполняете по пове­лению Господа Бога, за послушание к Нему, и мысль о Боге должна обвеселять вас, по слову Пророка: «Помянух Бога и возвеселихся» (Пс.76,4) (преп. Иосиф, 86).

Если тебе вредно послушание в часовне, то можно по­пробовать отпрашиваться у матери Игуменьи, ссылаясь на слабость своего здоровья, что не по силам тебе сидеть в лавке и не на пользу, много развлекаешься и увлекаешься, и больна через это (преп. Анатолий, 7, с. 192).

Послушание всякое спасительно и потому почти всегда тяжело, по мере пользы его, а отрадное послушание не так полезно, а бывает, что и вредно. Святой Лествичник гово­рит: «Если послушник в своем послушании исполняет свое желание, то он прелюбодей» (преп. Анатолий, 7, с. 199).

Ваша же многосложная и суетливая деятельность не должна смущать вас, потому что это послушание ваше, а всякое послушание душеспасительно, когда оно проходит­ся достодолжно, в смирении и безропотно (преп. Анатолий, 7, с. 306).

Ты молишься без усердия, но только из послушания ко мне, и думаешь, что это зело нехорошо! Глупенькая! И в книгах, и в устных увещаниях ты, я думаю, слышала тысячу раз: послушание выше поста и молитвы! (преп. Анатолий, 7, с. 75).

...Очень сожалею, что Г. не слушает меня, не почитает старших сестер, гордится, упрямится, не просит прощения. За это и оставляет ее Господь Своею помощью, и сквернит ее диавол нечистыми помыслами. А как я тебя просил, чтобы ты была смиренна, послушна, покорна, потому что таких послушниц любит Матерь Божия, и Господь, и все добрые люди. И бывают покорные послушницы любимы на­чальницами, и мир такой у них всегда на душе! (преп. Анатолий, 7, с. 92).