«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Служебные духи, сиречь Ангелы, по естеству своему суть благие, но и те исполняют не свою, но Божию волю, кольми паче человеку должно находиться в повиновении (преп. Антоний, 17, с. 196).

Повторяю: что прежде сходило с рук, когда жила сама по себе, теперь уже не идет. Духовное отношение к кому-либо нельзя соединять с своею волею, — а выбирай любое, одно из двух. Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе, выйдет бурда ни к чему не годная. Так и самочиние, и своеволие с духовным отношением и послушанием не совместны, а надо держаться | одного из двух (преп. Амвросий, 23, ч. 3, с. 91).

Нет выше послушания, как служить начальникам. Сам Сын Божий говорит: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Ср.: Мф.20, 28). А Он создал и мир, и этих рабов, грешных и злых людей, и Он же, их Бог, Царь и Творец, пришел на землю им послужить. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Ср.: Флп.2, 9—10) (преп. Анатолий, 7, с. 323).

Слава Богу, что N. обстоятельства поправляются. Жаль только безрассудно удалившихся. Впрочем, ежели они без призвания и произволения жили в обители, то хорошего ожидать от них невозможно было.

Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13, 1—2) (преп. Амвросий, 23, ч. 1, с. 39—40).

Насчет желания вашего, чтоб уволиться от должности ради неисцельной болезни своей, это, по моему скудоумно­му замечанию, дело доброе, ибо человеку немощному — самому до себя, а посему да исполнит Господь сие жела­ние ваше! Между тем было у меня частное собеседование о сем с старцем своим, который мне сказал: «мне бы и долж­но просить увольнения от должности, судя и по дряхлости и по преклонным летам, но опасаюсь следовать своей воле, дабы тем не быть противным воле Божией, не ведая, что мне полезнее? А притом и Господь Бог призывает к вечно­му упокоению не праздных, а труждающихся и обременен­ных». Почему и осмеливаюсь я мнение старцево сообщить вам для соображения вашего (преп. Антоний, 22, с. 370).

...Мы, немощные, непременно должны взывать к Иисусу, пришедшему не праведных, но грешных призвать к покаянию. И потому, не имея ни дел, ни сил душевных для подвигов, неизбежно должны взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! (преп. Анатолий, 7, с. 236-237).

Прекрасно сказал по этому поводу старец Зосима в поучениях своих о послушании. Многого осуждения и по­рицания достоин будет отец начальствующий, если по­пустит чадам своим духовным творить свою волю (т. е противоречить), не слушаться, настаивать на своем и т.п. Да и сами дети такого отца по кончине своей будут роп­тать на него и осуждать его за то, что его нерадением лишились своего спасения. Из этих слов старца Зосимы (изложенных здесь приблизительно, не с точностью) вид­но, что вред от самочинной жизни особенно ярко позна­ется при конце жизни. Во время обычной жизни нашей нам кажутся наши желания, намерения, интересы в житейских делах очень важными, дорогими, почти необходимыми. Чтобы не потерять приятное нам или получить то, что хочется нам, мы готовы бываем отвергнуть послушание, отсекающее нашу волю, — отвергнуть или явно, или раз­личными ухищрениями, или выпрашивая у духовного отца принужденное благословение или согласие. При конце жизни все эти интересы житейские теряют свою привле­кательность, и человек видит свою потерю, свой душевный ущерб, происшедший от непослушания и самочиния — в нем виноват и духовный отец и дети (преп. Никон, 21, с. 15-16).

...Прочел о том искушении, которое по посещении тво­ем повстречалось с тобою дорогою от стужения (беспокойства) помыслов. Представилось тебе, что теперь не ради Бога, а ради меня будешь исполнять мои советы и не грешить. — Хотя бы и так — и это не противно Богу, как и святой Иоанн Лествичник в 1-й Степени, стих 15-й, говорит: «я видел людей, шедших красть, которые Бога не убоялись, а услышав там лай собак, тотчас возвратились назад, и чего не сделал страх Божий, то успел сделать страх зверей» (преп. Иларион, 46).

Все то Богу угодно и нам полезно, что дается за послу­шание, а тебе это-то и не нравится. Не слушай демона, ищущего погубить нас, а слушай Господа Иисуса Христа, Который послушлив был Отцу Своему даже до смерти И ты будь послушна матери своей, данной тебе от Бога. И последуешь за Христом и узришь славу Его! (преп. Анатолий, 7, с. 199). 4

Однако некоторые много раз отражали сего обольстителя терпением (преп. Макарий, 24, т. 1, с. 212).

Плоды послушания

...Помысл... который внушает тебе, якобы чрез менее суетное послушание ты бы скорее приблизился к молитве, есть не что иное, как сеть вражия, закликающая нас в высокоумие и погибель. Безропотным исполнением твоего настоящего послушания ты отсекаешь свою волю, а встре­чающиеся при оном скорби доставляют тебе случаи к познанию себя, и если будешь от случающихся падений научаться смирению и самоукорению, то получишь несом­ненную пользу, а если послушаешь помысла, научающего тебя просить о перемене послушания, то сим самым и отпа­дешь от послушания, исполнив свою волю (преп. Макарий 24, т. 2, с. 140-141).

Кто, проходя истинный путь послушания, стяжавает помалу от всего смирение, видя недостаток свой, тот не может и помыслить, что чрез борение будет искусен, а другим будет полезен <для наставления>, а только вид себя скверна и последнейша всех. В таком разуме искушения и падения уцеломудряют, смиряют и приводят к по­каянию и в истинный разум. А в противном случае надымают <возносят> и отворяют путь к вящим падениям... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 232-233).