«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Пишешь, что после приобщения хорошо чувствовала себя — то слава Богу, утешающему наше недостоинство. А что скоро прошло, то и в этом отеческий Его Промысл о нас виден. Ибо постоянное утешение расслабляет душу и приводит ее к лености, а то и к большему вреду. Потому Господь и отнимает вскоре, и дает нам опять почувствовать немощь нашу, и бессилие, и греховность. Надо больше смиряться, себя укорять, покаяние приносить в прегрешениях и не желать утешений, а с терпением переносить попущения. И за тщеславие попускается сухость и охлаждение (преп. Иосиф, 11, с. 264—265).
...Пишешь ты о неизреченной радости душевной после причащения Святых Тайн Христовых. Всеблагой Господь умеет утешать Своих рабов, часто изнемогающих под бременем скорбей, чтобы и на будущее время не унывали и не малодушествовали, а на милость Божию уповали... (преп. Анатолий, 7, с. 154).
...По искуплении человека Господь еще большею славою и честью венчал его, например, в Таинствах Святой Церкви, особенно же в Таинстве Святой Евхаристии, к которой желают Ангелы приникнуть, ибо Искупительная Жертва приносится только за человека, но не за Ангелов. В этом, можно сказать, Ангелы как бы даже завидуют человеку, не имея возможности причащаться Святых Христовых Тайн. (преп. Никон, 6, с. 208).
...Вы изволите писать... насчет вашего отлагательства к Таинству исповеди и Святому приобщению, и что даже вам казался духовник страшен! Но, однако, Милосердый Всемогущий Господь изобличил вас томящего злокозненного врага, всеваемые плевелы им в вашу незлобивую душу <мнения> и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными... А потому, обманувшись от такового коварника, да положим при помощи Господней начало впредь не отлагать время за время и день за день, но да со усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать почаще к Святым и Животворящим Тайнам! А что вы уже на самом опыте в день приобщения Святых и Животворящих Таинств чувствовали душевную отраду довольно утешительную и прохладительную, трезвением и легкостью преисполненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попущается... (преп. Лев, 244).
...Когда человек безо всяких чувств и движений, то тогда он из несчастнейших находится несчастнейшим, потому что не может принести тайны раскаяния, или покаяния, пред духовным отцом и восприять Святые и Животворящие Тайны Христовы во оставление грехов! А кто хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувствии всего удостаивается, и счастливейший <есть> (преп. Лев, 190). "
После приобщения надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т.е. на прежние грехи (преп. Амвросий, 1,ч.2, с. 70).
Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать. Если большая частица Святых Даров, то раздроблять <во рту>, а маленькую так проглотить, и не обращать внимание на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 70).
Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 26—27).
Пишешь, что матушка игуменья N. давно не причащалась Святых Тайн, и теперь все отлагает по той причине, что по слабости телесной не может бывать <на> церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать причащение Святых Тайн, так как это главное врачевство духовное, нередко и телесное. Если матушка Игуменья не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Святых Тайн в келье, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно приходят к слабым больным, а не больные к ним. Так поступает и Врач душ и телес наших, Господь наш Иисус Христос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных. Больная матушка Игуменья спрашивает: что нужно вычитывать в келье, не бывая в церкви. Приготовляясь к причащению, можно с вечера вычитывать в келье 9-й час, малое повечерие, среди которого прочитывать акафист Спасителю и Божией Матери с канонами Ангелу-хранителю. Отходя ко сну, читать конец повечерия и вечерние молитвы. Утром читать утренние молитвы, шестопсалмие, 12 псалмов, 1-й час и молитвы ко причащению с каноном, потом 3-й и 6-й час и изобразительные, а при большей слабости болезненной можно и это сократить, довольствуясь утренними молитвами и молитвою ко причащению (преп. Амвросий, 23, ч. 3 с. 127-128).
Пред причастием читать святого Ефрема Сирина о покаянии (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 71).
Нужно более читать книги в этот день (когда причастишься), особенно Новый Завет, Послание к Ефесеям и Апокалипсис (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 71).
Пришлось вам поготовиться к принятию Святых Тайн всего два дня. Ну, что же делать? Ведь это по нужде. В другой раз подольше поговеете (преп. Иосиф, 80).
С момента причастия Святых Христовых Тайн до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания, и греха в этом нет (преп. Никон, 8, с.325—326).
Во время причастия, поднимаясь на амвон, сделала земной поклон. Это... смутило М... и она сказала батюшке в беседе, а он на это: «Если бы сейчас ты увидала перед собой Господа, не пала ли бы ты перед Ним на колени?» (преп. Никон, 6, с. 241).