«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Пишешь, что после приобщения хорошо чувствовала себя — то слава Богу, утешающему наше недостоинство. А что скоро прошло, то и в этом отеческий Его Промысл о нас виден. Ибо постоянное утешение расслабляет душу и приводит ее к лености, а то и к большему вреду. Потому Господь и отнимает вскоре, и дает нам опять почувство­вать немощь нашу, и бессилие, и греховность. Надо больше смиряться, себя укорять, покаяние приносить в прегрешени­ях и не желать утешений, а с терпением переносить попу­щения. И за тщеславие попускается сухость и охлаждение (преп. Иосиф, 11, с. 264—265).

...Пишешь ты о неизреченной радости душевной после причащения Святых Тайн Христовых. Всеблагой Господь умеет утешать Своих рабов, часто изнемогающих под бременем скорбей, чтобы и на будущее время не унывали и не малодушествовали, а на милость Божию уповали... (преп. Анатолий, 7, с. 154).

...По искуплении человека Господь еще большею сла­вою и честью венчал его, например, в Таинствах Святой Церкви, особенно же в Таинстве Святой Евхаристии, к которой желают Ангелы приникнуть, ибо Искупительная Жертва приносится только за человека, но не за Ангелов. В этом, можно сказать, Ангелы как бы даже завидуют человеку, не имея возможности причащаться Святых Хрис­товых Тайн. (преп. Никон, 6, с. 208).

...Вы изволите писать... насчет вашего отлагательства к Таинству исповеди и Святому приобщению, и что даже вам казался духовник страшен! Но, однако, Милосердый Всемогу­щий Господь изобличил вас томящего злокозненного врага, всеваемые плевелы им в вашу незлобивую душу <мнения> и показал вам явственно, что все мнения оказались ложными и непотребными... А потому, обманувшись от такового коварника, да положим при помощи Господней начало впредь не отлагать время за время и день за день, но да со усердием, и благоговением, и упованием да потщимся приступать поча­ще к Святым и Животворящим Тайнам! А что вы уже на самом опыте в день приобщения Святых и Животворящих Таинств чувствовали душевную отраду довольно утешитель­ную и прохладительную, трезвением и легкостью преиспол­ненную! Но хотя на другой день и попустилось вам за суету излишнюю и рвение тягость, сон и прочее, то это многим от Господа попущается... (преп. Лев, 244).

...Когда человек безо всяких чувств и движений, то тогда он из несчастнейших находится несчастнейшим, потому что не может принести тайны раскаяния, или покая­ния, пред духовным отцом и восприять Святые и Живо­творящие Тайны Христовы во оставление грехов! А кто хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувст­вии всего удостаивается, и счастливейший <есть> (преп. Лев, 190). "

После приобщения надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т.е. на прежние грехи (преп. Амвро­сий, 1,ч.2, с. 70).

Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать. Если большая частица Святых Даров, то раздроблять <во рту>, а маленькую так проглотить, и не обращать внимание на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 70).

Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинст­ва Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и празд­ны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступа­ем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если присту­паем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опеча­лившими нас (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 26—27).

Пишешь, что матушка игуменья N. давно не причаща­лась Святых Тайн, и теперь все отлагает по той причине, что по слабости телесной не может бывать <на> церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать причащение Святых Тайн, так как это главное врачевство духовное, нередко и телесное. Если матушка Игуменья не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Святых Тайн в келье, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно при­ходят к слабым больным, а не больные к ним. Так посту­пает и Врач душ и телес наших, Господь наш Иисус Хрис­тос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных. Больная матушка Игуменья спрашивает: что нужно вычи­тывать в келье, не бывая в церкви. Приготовляясь к прича­щению, можно с вечера вычитывать в келье 9-й час, малое повечерие, среди которого прочитывать акафист Спасителю и Божией Матери с канонами Ангелу-хранителю. Отходя ко сну, читать конец повечерия и вечерние молитвы. Утром читать утренние молитвы, шестопсалмие, 12 псалмов, 1-й час и молитвы ко причащению с каноном, потом 3-й и 6-й час и изобразительные, а при большей слабости болезнен­ной можно и это сократить, довольствуясь утренними молит­вами и молитвою ко причащению (преп. Амвросий, 23, ч. 3 с. 127-128).

Пред причастием читать святого Ефрема Сирина о по­каянии (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 71).

Нужно более читать книги в этот день (когда прича­стишься), особенно Новый Завет, Послание к Ефесеям и Апокалипсис (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с. 71).

Пришлось вам поготовиться к принятию Святых Тайн всего два дня. Ну, что же делать? Ведь это по нужде. В другой раз подольше поговеете (преп. Иосиф, 80).

С момента причастия Святых Христовых Тайн до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания, и греха в этом нет (преп. Никон, 8, с.325—326).

Во время причастия, поднимаясь на амвон, сделала земной поклон. Это... смутило М... и она сказала батюшке в беседе, а он на это: «Если бы сейчас ты увидала перед собой Господа, не пала ли бы ты перед Ним на колени?» (преп. Никон, 6, с. 241).