«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преподобный — это человек, исполнивший заповедь: «будите совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5, 48). Они <преподобные> очистили свою душу и освятили ее так, что она по своим свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем в математике. Один треугольник маленький, другой — большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. В при­роде мы часто наталкиваемся на случаи подобия пред­метов. Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными (преп. Варсонофий, 3, с. 227, б. д.).

Святые

...<Нужно> записывать в свое поминание каждому из нас непрославленных подвижников, известных своею свя­тою жизнью. Это — великое дело. Не столько они нуж­даются в наших молитвах, сколько мы в их молитвах. Но раз мы за них молимся, то они сейчас же отплачивают нам тем же! ...Я поминал многих святых. Не думайте, что я это просто так, каких придется, таких и призывал святых. Нет, каждый из поминаемых мною святых имел то или другое отношение к моей жизни. Например, в известный день происходит со мною какое-либо происшествие. Я замечаю святых, память которых совершается, и начинаю поминать их. Их имена запоминаются мне. Потом замечал, что в день памяти я бывал ими избавляем от неприятности или опасно­сти и т. п. (преп. Варсонофий, 5, с. 88—89, от 15.12.1908).

Святые иконы

Говорят, икон не нужно... Но ведь иконы — портреты Бога, Его Пречистой Матери, святых угодников... Свой порт­рет, небось, стараются получить, когда можно, а портрета Божиего — не нужно! Хороша любовь! (преп. Анатолий 9 с. 92-93).

Святые отцы

...Святые отцы при всей высоте своей имели смирение и помышляли быти себе грешных, отнюдь не обращая ума своего на добродетели и на дарования (преп. Макарий, 24 т. 3, с. 43).

Посмотри на свою жизнь и поверь с жизнью и учени­ем святых отцев. Они, прошедши страдательный путь жизни, смирением и любовью совершили оный и получили плод духовный, а мы, не говорю уже ты, ищем только покоя в жизни нашей, укоризн и досад не терпим, а отреваем от себя, и при таком бедном устроении повлачимся мнением о себе, а других укоряем, осуждаем, презираем и прочее, то каких же будем ожидать плодов духовных? Что сеем — то и жнем (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 51).

...Они <святые отцы> опасались своим разумом и во­лею руководиться, дабы избежать обеих крайностей: и оскудения, и преумножения, наносящих вред подвижни­кам, но шли средним царским путем (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 11).

...Обещал письменно изложить вам о сем немало­важном предмете <молитвенном правиле> рассуждение, не от своего разума или делания, — не могу ничем похва­литься, в лености бо и в нерадении скончаваю дни мои, но от учения и рассуждения святых и богомудрых отец, про­шедших деятельную жизнь, путеводившую их к ведению и духовным дарованиям, и тако получивших спасение (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 9).

Священное Писание

Я считаю вредоносными для вас сии действия: испы­тание разума Писаний, для нас сокровенных и недоведомых, ибо прежде времени познание оных вредит нам, и прежде делания первых познать второе не полезно, а чрез труды и исполнение заповедей, удобопонимаемых нами, откроет Бог и прочее, нами недоразумеваемое. А ежели прежде времени узнать весь разум Писаний, то, возгордившись, ум прене­брежет о деянии: и все потеряет. Что скоро и без труда приобретается, то скоро теряется и пропадает (преп. Мака 24,т.5,с.17).

Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: «разум кичит, а любы созидает» (1Кор. 8, 1). Не надобно углубляться да­леко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте доволь­ны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить, тогда и то откроется. Святой Исаак пишет: «горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстях» (преп. Ма­карий, 24, т. 5, с. 24—25).

Наши умы и сердца не очищены и не могут чисто зреть таинственного смысла Священного Писания, то поне (по крайней мере) да смиримся, и Бог силен послать нам просвещение истин­ного разума (преп. Макарий, 24, т. 6, с. 80).