«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

...Брачная жизнь — Богом благословенная жизнь, и иноческая жизнь — святая и ангельская жизнь, и та и другая богоугодная жизнь (преп. Антоний, 22, с. 174).

...Не брак, а прелюбодеяние должно считать и гнус­ным, и скверным, и проклятым, и противным делом Богу и Ангелам Его, и благочестивым людям, коего, т. е. прелю­бодеяния, должно гнушаться как превеликой мерзости всем человекам, и лучше согласиться стократно умереть, нежели осквернить себя столь гнусным пороком, и прогневать Бога, и лишиться Небесного Царствия Его. А посему всем нам, и мужчинам, и женщинам, должно при собрани­ях избегать амуров, любодейных взглядов, двусмысленных слов, бесчинных телодвижений и слишком нескромных на­рядов, но во всем придерживаться скромности и христиан­ского благоприличия... (преп. Антоний, 22, с. 45).

Что же касается до мысли вашей удалиться от супруга к матушке, удалением таковым вы обесславите себя и за­ставите дурных людей дурное мыслить о вас и говорить, что вы удалились-де по дурным связям с тем-то и с тем, что самое огорчит и всех ваших родных, а посему и бойтесь думать так, особенно исполнить то. Что же касается до молитвы вашей, чтобы Божия Матерь освободила вас от уз супружеских, то таковая молитва ваша самая бого­противная, которой вам должно страшиться, как нечаянной смерти. Прошу вас и молю, как возлюбленное о Господе чадо мое духовное, оставьте все таковые тревожные мысли свои и с детскою покорностью предайте себя со смирени­ем в волю Божию, Который прежде прошения вашего весть, что вам полезно, а потому ничто и никто ваше сердце не успокоит, кроме совершенной преданности вашей в волю Божию. Смиренно взывайте к Нему: «Отче наш, да будет воля Твоя святая во мне грешной! Се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему!» А также и за будущее не стра­шитеся, ибо если Господь благословит быть вам материю, то в то время, по слову Господню, забывается скорбь за ра­дость, яко человек родися в мир (преп. Антоний, 22, с. 46-47).

Из <письма вашего> увидел ваше неустройство в ва­шем семействе и, при крайней слабости моего здоровья, поболел душою о вашем положении. Но прошу и молю, достопочтеннейший Ф. Н., яко мнимое первенствующее лицо занимаешь, то и первый положи начало поблагодушней и благосклонней произносить слова не духом рве­ния и гордости, но духом смирения и кротости, и сим силен Бог и всемогущ исправить ваши дела душевные и теле­сные и устроить в доме мир, и тишину, и спокойствие... (преп. Лев, 218).

Что касается до порядка по дому и нравственности, то вы, яко главный хозяин, имеете долг входить и, где что худо, стараться исправлять советами или так. По совету святого Апостола: «настой, обличи, запрети со всяким уче­нием и долготерпением» (2Тим. 4, 2). Когда же сами подвигаетесь на ярость, то это значит, что и вы работаете страстям: от сего смиритесь, познайте свою немощь и в мыслях ближним снисходите. И сколько можно, старайтесь удержать себя от гнева: оный помрачает ум, ожесточает сердце и есть явный знак гордости. Ежели помалу будете себя удерживать от оного, то при помощи Божией он осла­беет, и вы будете мирнее (преп. Лев, 205).

Просите вас утешить письмом моим в скорби, которая заключается в лишении ваших детей. Печаль вам многую приносит, что дети ваши не живут, видно, благоволения Божия нет на сие, а бывает сие более за невоздержание ваше, и нехранение Божиих заповедей, и несоблюдение свя­тых постов среды и пятка, и праздников. Вы рассмотрите, если они зачаты против совести, то, конечно, вы и дети ваши счастливы, ибо они теперь предстоят в воинстве Царя Небесного, вы же, если бы они были живы, плакали бы до старости своей. Но отселе, если вы будете сохранять свою совесть чисту под праздники, под среды и пятки, и посты воздерживаться будете, то Господь, богатый в щедротах и милостивый, Бог такими вас благословит детьми, которые вас утешат своею благонравною жизнью и будут вам руководителями к будущей жизни, что вам желаю получить... (преп. Лев, 125).

Сердце

...Сердце... есть пространная нива, заросшая тернием и волчцами страстей. Как на ней сеять благие семена? Они пропадают и не приносят плода, посему и надобно на всяк день, хотя понемногу, исторгать терние страстей, не попущая (им) происходить в действие... (преп. Макарий, 24, т. 3, с. 47—48).

...Следи за движением своего сердца и низлагай воз­никающие страсти, а паче гордости, гнева, ярости, зазрения и осуждения ближних. Что нам плакать о чужих мертве­цах, когда свой мертвец лежит перед нами, — умерщвлен­ная грехами душа наша (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 529).

Болезнь сердца <плач духовный> нам очень нужна, о чем старец Паисий приводит свидетельство многих святых в житии его; о сем написано много хорошего в отеческих учениях, когда читаем с верою и смирением, зазирающе себя, а не других, а мы довольствуемся только одним чте­нием простым, оттого и душа бывает голодна и холодна (преп. Макарий, 24, т. 4, с. 352—353).

Сестры милосердия

В третьем письме касаетесь сестер милосердия (из мо­нахинь). Если начальство будет формально требовать се­го, то определяйте на это дело, во-первых, тех, которые сами изъявят желание пойти в сестры милосердия, а во-вторых, чтобы эти охотницы были пожилые — не менее сорока лет (преп. Иосиф, 83).

Скорби

Мы не знаем, для какой цели Господь посылает нам скорби, но, конечно, главные из них три, из коих одна, а может быть, и все нередко бывают причиною того, что Он биет нас отеческим Своим жезлом. Я полагаю: или к на­казанию за прежние наши прегрешения, ибо, по слову святого Апостола: «наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11, 32), или к испытанию нашей веры и надежды на Господа, или, наконец, да не без скорбей бывше впадем в другие какие-либо грехи. Да и кроме того, скорбный путь есть путь в Царствие Небесное (преп. Макарий, 24, т. 2, с. 270).