«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но письма, правда, иногда облегчат, но совсем не из­бавят от скорбей и напастей. Лучшее от них средство не утешение, а терпение. Говорю это не к тому, чтобы ты не искала советов, а утверждаю тебя в той мысли, что кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломо­на не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научи­лись духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и прийми Духа (преп. Анатолий, 7, с. 234).

Что касается до великих скорбей твоих, то, кажется, ты, как и я, не охотница до них. Как и я, грешный, вижу, и ты пришла в монастырь искать славы небесной и райского вечного наслаждения, а средства к сему отпихиваешь. Хо­чешь достать золотую руду, а копать землю не желаешь. Нет, матушка, так в мире и нигде не бывает и быть не может. «Претерпевый до конца, той спасется!» (Мф.10, 22) (преп. Анатолий, 7, с. 248).

Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спасться невозможно. В скорбях сокровена есть милость Божия! Так учат святые отцы. Терпи, и ты спасешься (преп. Анатолий, 7, с.258).

Не забывай заповеданного тебе. Особенно — молитвы Иисусовой и толкования, что в скорбях сокровена есть ми­лость Божия. И чем, значит, больнее, чем глубже хватает за сердце, тем больше пользы для души, тем больше милости Божией. Верно знай и веруй, что неизбежно всем имею­щим наследовать жизнь райскую вкусить от горького дре­ва искушений, но за все это воздастся сторицею. «По мно­жеству болезней утешения Твоя (Господи) возвеселиша душу мою» (Пс.93, 19) (преп. Анатолий, 7, с. 258).

А потому, если обымут тебя скорби — радуйся, ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скор­бей и несет оные по силе, тот и получит Царство Вечное (преп. Анатолий, 7, с. 274).

Очень сочувствую тебе в скорбях твоих. Но это не есть наша погибель. Господь возлюбленным Своим ученикам обетовал: «В мире скорбь имети будете, и мир возраду­ется: вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ср.: Ин. 16, 33, 20, 22). Теперь сама смотри: если хочешь возрадоваться радостью неизглаголанною, то потерпи те скорби, которые от Бога посылаются тебе, и не раскаешь­ся (преп. Анатолий, 7, с. 281).

/Христос Воскресе!.. Не неприлично нам почтить празд­ник сей радостью и делами благими: молитвою, терпением, смирением, а паче беструдным самоукорением... Будет, по­жалуй, мало скорбей — тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народа и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созрева­ешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид (преп. Анатолий, 7, с. 297).

Нам все хочется на клирос, а Господу все хочется, чтобы мы смирились и походили бы на Него, Смиренного и Кроткого, и понесли бы, подобно Ему, скорби, хотя и не такие, какие Он нес за наши грехи, а маленькие и в тысячную долю, а мы и совсем не хотим Божиего, а чтоб непременно было — хоть хуже, да наше. А Господь-то нигде не сказал, что Он любит певиц хороших да здоро­вых девиц, а кого же любит? Кротких! «На кого воззрю, - говорит Он, - только на смиреннаго и кроткаго и трепещущаго словес Моих» (Ср.: Ис. 66, 2) (преп. Анатолий, 7, с. 46—47).

Не изыскивай сама себе скорбей, которых ты искать не обязана, а ищи, и зело ищи Того, Кого мы с тобой обяза­ны, и неотложно обязаны, искать; ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! И не постыдимся (преп. Анатолий, 7, с. 47).

Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое... Ведь ты терпишь скорби-то за Него, Жениха своего Слад­чайшего Иисуса, а не за земное счастие! Будь же мудрою девою! Будь благодушна! Уверяю тебя, будешь наследни­цею вечного, Небесного Царства! (преп. Анатолий, 7, с. 82).

Не унывай. Близ Господь! Вижу над тобою тучу скор­бей, но жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное все минует, а правда Божия пребывает во веки. «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). Чем больше скорбей, тем больше утешений: «По множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою» (Пс. 93, 19) (прей. Анатолий, 7, с.88).

То-то меня, матушка, и утешает, что у тебя скорбей, как у богатого купца денег да товару, т.е. видимо-неви­димо. А ты, глупенькая, и не понимаешь, что ты не скорби, а богатство страшное обеими руками загребаешь. А еще собиралась учить других! Смирись! и помни, что хуже нас с тобою нет никого. Если будешь так думать, то спасешься. А послушания не бойся никакого и не брезгуй никаким (преп. Анатолий, 7, с. 104).

Скорби терпеть должны мы. А не совладаем с собою, то должны зазирать себя и каяться... Страсти истребить сама не можешь, а проси Бога, и Он истребит, если это тебе полезно. Ешь умеренно и благодари Бога. В келье сидеть хорошо... Скорби от всех старайся нести... Тогда, будь уверена, — не погибнешь, (преп. Анатолий, 7, с. 116).

А чем кто больше скорбей здесь несет, тем легче тому войти в то вечное Царствование (преп. Анатолий, 7, с. 121).