«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Говоришь, что я не понимаю твоих страданий, — самолюбие тебя ослепляет, а я очень понимаю. Но я вместе и верю Господу, сказавшему Своим возлюбленным: «В мире скорбь имети будете. И мир возрадуется, вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится; и радости вашея никтоже возмет от вас..» (Ср.: Ин. 16, 33, 20, 22) (преп. Анатолий, 7, с. 126).
Диавол видит, что ты делаешь и откуда получаешь, и вот старается тебя отбить от пастыря, как юную неопытную овцу. Держись! Кошки и мыши еще никого не съели. Пусть <они> грызут пол, а хлебушку береги, не давай им точить (преп. Анатолий, 7, с.128).
...Скорби — это приданое драгоценному нашему Жениху. Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого, и чем больше любит Его Пречистого, Прелюбезного, Сладчайшего Иисуса, тем больше радуется, если возами везут хорошей невесте приданое, т. е. скорби и болезни. И Господь Иисус таких любит (преп. Анатолий, 7, с. 128—129).
Помоги, Господи, благодушно тебе терпеть находящие на тебя скорби. Таков путь друзей Божиих — в тесноте и скорбях иждивать дни маловременной сей жизни, чтобы унаследовать блаженную вечность со всеми святыми (преп. Анатолий, 7, с. 153).
...Молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей... Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). В скорбях сокровенна есть милость Божия (преп. Анатолий, 7, с. 156).
...Тебе тяжело не оттого, что скорби твои невыносимы, а что ты сама-то недопеченная. Ведь вот потерпела — перешла буря искушения — и те же скорби, и та же жизнь, а терпится — ничего себе! Знай же, если будешь слушать вперед, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей — этого ничем не заменимого сокровища, — да поздно будет! (преп. Анатолий, 7, с. 156—157).
Мир тебе, АЛ Поздравляю тебя с началом вкушения монашеской славы, т. е. скорбей. Это венец наш. Это наша похвала. Это корень вечных наслаждений и Горнего величия! Вижу, что это тебе не крепко-то нравится, но тем лучше! Иначе и скорби потеряли бы свою цену и славу (преп. Анатолий, 7, с. 170).
В скорби проси помощи Божией, потому что не вотще сказано во Святом Писании: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс.49, 15) (преп. Анатолий, 7, с. 202).
Если все случающееся принимать близко к сердцу, то нас и на месяц не хватит (преп. Никон, 8, с. 331).
Как скорби переносить? Положиться на волю Божию. А о тех, кто кого считает виновниками, думать, как у преподобного Марка Подвижника написано, что они только орудия нашего спасения... (преп. Никон, 8, с. 272).
Все святые страдали, потому что они шли путем Спасителя, Который страдал, был гоним, поруган, оклеветан и... распят. И все, идущие за Ним, неизбежно страдают. «В мире скорбни будете. И вси желающие благочестно жити, гоними будут. Аще приступавши работати Господеви, уготови душу твою во искушение...» (Ин. 16, 33; Ср.: 2 Тим. 3, 12; Сир. 2, 1). Чтобы легче переносить страдания, надо иметь веру крепкую, горячую любовь ко Господу, не привязываться ни к чему земному, всецело предаться воле Божией... (преп. Никон, 8, с. 308—309).
Сила страданий не в величине самих страданий, а в том, как человек переносит эти страдания. Иногда по видимому ничтожные обстоятельства причиняют человеку величайшее горе. Надо сочувствовать. И один и тот же факт по видимости разным людям причиняет страдания в разной степени. Это зависит от того, как человек принимает их (преп. Никон, 8, с. 318—319).
В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их (преп. Никон, 8, с. 323).
Избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали. «В трудех человеки не суть, сего ради одержит их гордыня до конца» (Ср.: Пс.72, 5—6). Мы должны жить в трудах и скорбях, должны получать раны (преп. Никон, 8, с. 333—334).